Почему страны НАТО наращивают военные расходы и при чем здесь Трамп
Все больше стран — членов НАТО увеличивают свои расходы на оборону, достигая уровня 2% от собственного ВВП
"Я призываю Норвегию выполнять свои обязательства по выделению 2% [от объема ВВП] на нужды обороны, чтобы вместе мы могли противостоять всему спектру угроз, стоящих перед нашими странами", — заявил президент США Дональд Трамп на совместной с норвежским премьер-министром Эрной Сульберг пресс-конференции в Белом доме. Почему Трамп так обеспокоен военными расходами союзников по НАТО — в материале ТАСС.
Любимая тема
Американский президент известен своими громкими заявлениями в адрес Организации Североатлантического договора. Во время своей избирательной кампании, например, Трамп называл ее "устаревшей" и активно призывал к реформированию блока.
"НАТО устарела и должна быть изменена, чтобы дополнительно сосредоточиться на терроризме, а также на некоторых вещах, на которых она в настоящее время [уже] сосредоточена!" — написал Трамп в микроблоге Twitter в марте 2016-го.
После избрания, однако, Трамп резко изменил риторику. На совместной пресс-конференции с генсеком НАТО Йенсом Столтенбергом президент заявил, что НАТО изменилась и действительно борется с терроризмом.
"Она [НАТО] больше не устаревшая", — сказал Трамп.
А в июле, выступая с речью в Варшаве, президент поднял тему своей особой заслуги перед организацией.
"Американцы знают, что сильный союз свободных, суверенных и независимых государств — лучшая защита наших свобод и наших интересов. Вот почему моя администрация потребовала, чтобы все члены НАТО наконец выполнили свои полные и справедливые финансовые обязательства. В результате этой настойчивости миллиарды долларов стали вливаться в НАТО", — сказал президент.
Уже тогда, в июле, генсек НАТО напомнил, что не только благодаря Трампу растут военные расходы стран — членов организации.
"Я приветствую внимание президента к увеличению расходов на оборону. В то же время важно понимать, что это реализация решения, которое мы приняли все вместе", — сказал Столтенберг.
Расходы растут
Прямые расходы самой организации составляют не более $1,6 млрд. Это сумма, заложенная в бюджете организации. Трамп же имел в виду непрямые расходы — те суммы, которые страны — члены НАТО тратят на собственную "оборонку".
В 2014 году на саммите НАТО в Уэльсе принята декларация, 14-й пункт которой гласит, что страны блока будут стремиться к достижению оборонных расходов на уровне 2% от своего ВВП. И если в 2016 году лишь пять стран сумели выполнить это (США, Греция, Эстония, Великобритания и Польша), то в 2017 году к присоединилась Румыния, а французские законодатели одобрили повышение военных расходов на 2018 год, доведя их до уровня 1,82% от ВВП.
Латвия пообещала довести свои показатели до 2% в 2018 году. А министр финансов Литвы заявил, что оборонные расходы будут наращиваться даже после того, как они достигнут обещанной отметки.
"Мы являемся членом НАТО, но мы также несем ответственность за нашу безопасность", — сказал Вилиус Сапока.
Этот тренд отразился на общем росте оборонных расходов членов НАТО. Согласно документу, опубликованному военно-политическим блоком 29 июня, в 2017 году рост расходов среди всех стран НАТО, исключая США, составил 4,3%.
Как видно из графика, Канада и европейские союзники США по НАТО действительно увеличивают свои оборонные расходы, которые по сравнению с 2010 годом в совокупности увеличились на $45,8 млрд.
Получается, что Трамп прав в том, что расходы стран — членов НАТО растут. Но является ли американский президент причиной этого роста — вопрос спорный. Так, по мнению бывшего заместителя генерального секретаря НАТО Александра Вершбоу, больше всего на рост военных расходов стран НАТО повлиял президент России Владимир Путин и внешняя политика России, которую западные лидеры называют "агрессивной" в связи с их оценкой событий в Крыму и на Украине.
К тому же оборонные бюджеты на 2017 год были заложены в 2016-м, а президент Трамп приступил к своим обязанностям 20 января 2017-го. И даже если в 2018 году будет наблюдаться сильный рост оборонных расходов среди стран блока, объяснить его исключительно призывами Трампа будет невозможно.
Александр Мосесов