У посольства США в Латвии прошел пикет против перевода русских школ на латышский язык
Протестующие считают, что языковая реформа в сфере образования нарушает права русскоязычных детей республики
РИГА, 22 марта. /Корр. ТАСС Мария Иванова/. Несколько десятков человек собрались в четверг около здания посольства США в Риге на пикет против перевода школ национальных меньшинств на латышский язык обучения. Митинг приурочен к рассмотрению реформы образования в третьем, окончательном, чтении в Сейме (парламенте) республики.
Как передает с места событий корреспондент ТАСС, в руках у участников протестной акции были плакаты с надписями: "Сохраните школы крупнейшего меньшинства", "Обратите внимание на права наших детей", "Мы считаем, что демократия - это выбор", "Помогите защитить права меньшинств", "Последние школьные реформы снизили уровень образования".
"На территории Латвии всегда были русские школы - им уже более 200 лет. В 2004 году уже была реализована школьная реформа и введена билингвальная модель обучения - 60% предметов на латышском языке и 40% на русском. Эти 14 лет показали, что образование наших детей упало, с каждой новой реформой оно только ухудшается", - сказала корреспонденту ТАСС организатор пикета Ирина Смориго.
По ее словам, реализацией новой реформы власти Латвии нарушают права детей. "В ЕС и США очень внимательно следят за тем, чтобы дети не подвергались эмоциональному и физическому насилию, чтобы им не наносился эмоциональный вред. Мы считаем, что нашим детям наносится эмоциональный вред, а семьям - экономический, поскольку по сравнению с латышской частью населения русские родители вынуждены нанимать репетиторов, так как они сами не могут компетентно по каждому предмету помочь своим детям в языковом плане. В результате наши дети остаются без качественного образования", - отметила она.
Смориго также напомнила, что Латвия никогда не была мононациональной страной. "Здесь всегда жили немцы, русские, латыши, евреи, литовцы, поляки. И когда Латвия обрела свою первую независимость, в законе было сказано, что все проживающие в стране нацменьшинства имеют право учиться на родных языках и здесь существовало шесть школ, где предметы преподавались на шести различных языках нацменьшинств", - указала она.
Участники пикета также передали представителям посольства США в Латвии послание в защиту школ нацменьшинств. "В этом обращении мы информируем посла США в Латвии о том, что Сейм принимает закон об образовании без консультаций с родителями детей, а все проведенные консультации были фейковыми", - отметила она.
"Нам больше уже некуда обращаться, поэтому мы обращаемся к мировому сообществу. Посольство США стало первым, куда мы обратились. Мы подождем реакции посла, после чего мы пойдем ко всем посольствам стран ЕС в Латвии с теми же плакатами и теми же призывами, чтобы обратить их внимание на то, что происходит в самом центре Евросоюза. Мы - родители детей, которых касается эта реформа, и мы не будем молчать", - сказала она.
Попытки ликвидации русских школ
Сейм Латвии в четверг на заседании в третьем окончательном чтении рассмотрит разработанную Минобрнауки и утвержденную правительством реформу, согласно которой школы нацменьшинств с 2020 года перейдут на преподавание большинства предметов на латышском языке. Уроки на русском предполагается оставить для таких предметов, как "русский язык", "русская литература", а также для "предметов, связанных с культурой и историей". Ожидается, что постепенная реализация этой реформы начнется уже с 1 сентября будущего года.
Это намерение вызвало волну недовольства среди русскоязычных жителей Латвии, которые составляют около 40% населения страны. Защитники русских школ ранее уже провели несколько массовых митингов и шествий против этой реформы. На разных сайтах общественных инициатив проводятся сборы подписей против этих планов.
Единственным государственным языком в Латвии является латышский, а русский считается иностранным. С 1 сентября 2004 года в республике была осуществлена вызвавшая массовые акции протеста реформа образования в школах нацменьшинств. В результате была введена двуязычная система обучения, при которой в старших классах русских школ на русском языке можно преподавать только 40% предметов.