Лидер оппозиции Пашинян готов выдвинуться от народа в премьеры Армении
Никола Пашинян также пояснил, что готов говорить со спикером парламента Арой Баблояном и главой парламентской фракции Республиканской партии Ваграмом Багдасаряном
ЕРЕВАН, 24 апреля. /ТАСС/. Отставка премьер-министра Армении Сержа Саргсяна не удовлетворила требований оппозиции. Как следует из состоявшейся во вторник пресс-конференции для иностранных СМИ депутата парламента от блока "Елк" Никола Пашиняна, оппоненты действующей власти настаивают на смене в премьерском кресле и проведении досрочных парламентских выборов.
Причем Пашинян заявил, что готов занять должность премьера, если народ возложит на него такую ответственность.
Бархатный несезон
"Бархатная революция" продолжается, оппозиционеры планируют митинг в среду. "Не будет никакого перерыва, пока наша революция не дойдет до логичного конца", - заявил Пашинян.
Лидер протестных акций пояснил, что готов говорить со спикером парламента Арой Баблояном и главой парламентской фракции Республиканской партии Ваграмом Багдасаряном. Исходя из его слов, повестка подобных консультаций уже определена - мирная сдача власти.
"Я заявляю, что никто из республиканцев больше не может стать премьер-министром", - заявил Пашинян.
Сам же он выразил готовность возглавить кабинет министров. "Готов взять ответственность и стать премьером, если такова будет воля народа, - сказал оппозиционный депутат. - В любом случае никто из представителей республиканской партии не станет премьер-министром. Время их правления закончено".
Выборы же нового премьера, по мнению Пашиняна, могут пройти прямо на митинге. "Это мы очень просто организуем на площади: да просто спросим или предложим кандидатуру, и народ своей реакцией и своим голосом [проголосует]", - сказал он.
Не пророссийский, но проармянский
Одной из основных тем, которая звучала в вопросах журналистов, стало будущее российско-армянских отношений. Не изменит ли Пашинян в случае прихода к власти традиционный внешнеполитический курс, отказавшись от тесного партнерства с Москвой?
"Мы намерены углублять отношения с Россией, с Евросоюзом, с США, с Ираном, с Иорданией. Но мы не будем делать этого в ущерб любым другим отношениям, - заявил он. - Мы не будем развивать и углублять наши отношения с ЕС в ущерб России".
Пашинян отметил, что не является "пророссийским или проамериканским политиком", подчеркнув, что предпочитает термин "проармянский". Данный тезис он подтвердил, отвечая на вопрос корреспондента ТАСС о будущем страны в международных организациях вроде ЕАЭС: "После прихода к власти мы не собираемся делать никаких резких геополитических реверсов и движений, потому что я думаю, что сейчас не время для этого. Мы собираемся делать все в интересах Республики Армения".
При этом он добавил, что решение о том, оставаться в таких организациях, как ЕАЭС или Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) будет приниматься "только путем проведения референдума". При этом в октябре 2017 года основанная им фракция "Елк" выдвигала предложение об образовании временной депутатской комиссии по вопросу о выходе республики из Евразийского экономического союза.
Что же касается ОДКБ, то Пашинян заверил, что никогда не говорил о выходе Армении из этой организации.
Нейтралитет по отношению к России отразился и в высказываниях о сохранении российской военной инфраструктуры на территории страны. "У нас нет проблем с российскими базами, поскольку вы знаете, какие у нас плохие отношения с Турцией. База защищает эту часть границы, и это нужно нашей стране", - заявил Пашинян.
Он добавил, что это обусловлено в первую очередь малой численностью вооруженных сил, необходимых "для адекватной охраны всех [своих] границ". Оппозиционер признал, что "это политическая реалия, которую любое армянское правительство не может не учитывать".
Без "чисток"
Лидер оппозиции заверил журналистов, что в случае прихода к власти никакой люстрации не будет, в том числе в отношении бывшего премьер-министра Сержа Саргсяна.
"Вендетты в отношении бывшего премьера Саргсяна не будет, - сказал он. - Я уже заявил, что для нас очень важна законность, мы уважаем презумпцию невиновности. Я не прокурор или следователь, чтобы обвинить кого-то. Если кто- то виноват, то его вина должна быть доказана на суде".
Пашинян также отметил, что каких-либо "кадровых чисток" не планируется. "В правительственных кругах есть люди, которые компетентны и хорошо работают. Среди наших сторонников есть хорошие кадры, которые тоже начнут работать, - заявил оппозиционер. - Те сотрудники спецслужб и полиции, которые готовы дальше служить, будут работать".
Настроение - революционное
Несмотря на угрожающий тон некоторых заявлений политика и обещания довести до конца начатую им революцию (это слово часто звучало в его речи), атмосфера в зале не ощущалась гнетущей. Напротив, общение носило несколько вольный характер: задававшие вопросы журналисты за "пожалуйста" уговаривали пресс-секретаря Пашиняна задать вопрос без очереди. Кто-то и такое считал пустой формальностью. Однако ко второй половине встречи сами вопросы стали более личными.
"Вы так и не ответили на вопрос, когда станете премьером, вы смените образ?" - настоятельно вопрошал один из журналистов. Это вызвало тихие смешки в зале, а сам Пашинян, пришедший на пресс-конференцию в черной бейсболке с надписью на армянском "Не бойтесь", пятнистой футболке цвета хаки и черных штанах в полоску, даже растерялся.
"Но я уже ответил. Я сказал, что будет адекватная одежда, - новый приступ смеха у собравшихся. - До этого я вообще носил костюм Ильича и галстук", - добавил шутливым тоном лидер оппозиции.
Еще один нестандартный вопрос касался кумиров армянского оппозиционера, с кем из исторических личностей он себя ассоциирует. Однако предположение о схожести с кубинским Че Геварой он отверг сразу. "Для меня пример подражания - Нельсон Мандела, - неожиданно для всех сказал Пашинян. - Но и Че Гевара - яркая личность".
Он пояснил, что, как и в Южноафриканской Республике после прихода Манделы, общая атмосфера в Армении стала заметно позитивнее. "Для нашего движения очень важная деталь - изменение атмосферы в стране. Я надеюсь, что этот позитив, который сейчас есть в Армении, сохранится".
Сразу же вслед за этим он вновь поднял настроение собравшимся, когда отвечал на вполне серьезный вопрос о выборе системы управления страной: парламентская или президентская республика.
"Я не могу честно об этом говорить. Этот спор о двух системах - это как спор о двух машинах: какая лучше - BMW или Mercedes? Одни люди предпочитают BMW, есть люди, которые предпочитают Mercedes, - заявил он. - Но важнее всего демократия и законность".