Судебные процессы над капитанами круизных судов
Досье
17 июля 2013 года в итальянском городе Гроссето /область Тоскана/ продолжились судебные слушания по делу о катастрофе лайнера "Коста Конкордиа". Первое судебное заседание состоялось 9 июля и продлилось всего 15 минут из-за отсутствия большинства адвокатов, представляющий интересы пострадавших. Не появились в зале суда и защитники обвиняемого - капитана Франческо Скеттино, по чьей вине лайнер напоролся на рифы близ острова Джильо 13 января 2012 года. В результате крушения 32 человека погибли, сотни получили травмы. Скеттино обвиняется в потоплении судна, непреднамеренном убийстве, несвоевременном объявлении сигнала тревоги, а также в том, что покинул судно до окончания эвакуации пассажиров и экипажа.
22 декабря 1963 года у острова Мадейра /Португалия/ затонул греческий круизный лайнер "Лакония". Причиной катастрофы стал пожар, возникший из-за неполадок в электросистеме корабля. На борту судна были 1022 человека, 128 из них погибли. Капитан судна Зарбис, первый помощник и сотрудник службы безопасности были наказаны за грубую халатность.
16 февраля 1986 года у берегов Новой Зеландии советское восьмипалубное круизное судно "Михаил Лермонтов" ударилось о подводные камни и затонуло. Находившиеся на борту 408 пассажиров, 330 членов экипажа были спасены подошедшими танкером "Тарихико" и паромом "Арахура". Погиб один человек. Виновником катастрофы был признан старший помощник капитана Сергей Степанищев, находившийся на мостике в момент аварии. Он был осужден за нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспорта на 4 года исправительных работ.
31 августа 1986 года на выходе из Цемесской бухты в Черном море столкнулись сухогруз "Петр Васев" и теплоход "Адмирал Нахимов", на борту которого находилось 1234 человека, из них 888 пассажиров и 346 членов экипажа. Погибли 423 человека /359 туристов и 64 члена экипажа/. Причиной столкновения были названы грубые ошибки, допущенные капитанами обоих судов. Капитан "Адмирала Нахимова" Вадим Марков и капитан "Петра Васева" Виктор Ткаченко получили по 15 лет лишения свободы.
5 апреля 2007 года греческий круизный лайнер "Си диаманд" при заходе в порт острова Санторини в Эгейском море натолкнулся на риф и затонул . Были эвакуированы 1195 человек и 391 член экипажа, два туриста пропали без вести. Капитану и трем его помощникам были предъявлены обвинения в халатности и нарушении международных правил безопасного судоходства.
10 июля 2011 года в Камско-Устьинском районе Татарстана в акватории Куйбышевского водохранилища затонул двухпалубный пассажирский теплоход "Булгария". Погибли 122 человека, из них 28 - дети. 79 человек спас проходивший мимо теплоход "Арабелла". Обвиняемыми по уголовному делу проходят пять человек: помощник капитана "Булгарии" Рамиль Хаметов, субарендатор судна гендиректор казанского ООО "Агроречтур" Светлана Инякина, эксперт камского филиала Российского речного регистра Яков Ивашов, сотрудники Ространснадзора Владислав Семенов и Ирек Тимергазеев. В мае 2013 года Московский районный суд Казани приступил к рассмотрению дела. Кроме того, Юрий Турчин и Александр Егоров, капитаны сухогруза "Арбат" и буксира "Дунайский 66", которые прошли мимо терпящей крушение "Булгарии", были приговорены к штрафам в 130 тыс и 190 тыс рублей соответственно.