30 АВГ, 07:30

"Прекрасная сделка": чего ждать от торгового соглашения США и Мексики

Таможенный пункт на границе Мексики и США

Заключение двустороннего соглашения между Вашингтоном и Мехико станет важнейшим шагом на пути к упразднению NAFTA

"Наша новая торговая сделка с Мексикой сосредоточена на фермерах, росте нашей экономики, уничтожении торговых барьеров, рабочих местах и на том, чтобы компании вкладывали средства обратно в нашу страну. Это будет большой успех!" — написал президент США Дональд Трамп в Twitter 28 августа. Почему Белый дом недоволен старой сделкой и как выглядит структура оборота товаров и услуг двух стран — в материале ТАСС.

Закат NAFTA

Либеральные СМИ, как в США, так и за пределами страны, критикуют Трампа и его действия на посту президента практически на ежедневной основе. Однако некоторые из них все же признают, что хозяин Белого дома последовательно выполняет или стремится к выполнению своих предвыборных обещаний. Одно из таких обещаний — перезаключение или отказ от Cевероамериканского соглашения о свободной торговле — NAFTA.

Подписанное еще при президенте Билле Клинтоне трехстороннее соглашение между США, Канадой и Мексикой Трамп неоднократно называл "худшей сделкой в истории". А в октябре 2016 года, за месяц до победы на президентских выборах, Трамп написал: "Я собираюсь перезаключить NAFTA. Если я не смогу добиться хорошей сделки, мы ее разорвем".

Особые претензии у хозяина Белого дома к Мексике — стране, которая пострадает от расторжения NAFTA больше всего. Основная причина его недовольства кроется в большом дефиците внешней торговли США с этой страной (в 2017 году он составил $63 млрд — сумма, превышающая годовой ВВП Болгарии или Уругвая).

В июне, не дожидаясь заключения отдельного соглашения с Мехико, Трамп прибегнул к протекционистским мерам (введение пошлин на импорт стали и алюминия). А Мексика в свою очередь ответила пошлинами на сельскохозяйственную и стальную продукцию.

Новые условия

Как сообщило агентство Reuters со ссылкой на источники, новое соглашение США с Мексикой позволит Вашингтону вводить пошлины в размере до 25% на ввоз автомобилей в случаях, если объем импорта будет выше определенных значений или это будет угрожать "национальной безопасности" американского государства.

Срок действия соглашения уже известен — 16 лет. "Как будет работать наше соглашение: у нас есть 16-летний срок, и у нас будет проводиться ревизия после шести лет действия, за которые, как мы надеемся, мы сможем проработать имеющиеся проблемы. По итогам этой ревизии мы рассчитываем, что договор будет продлен на 16 лет", — рассказал журналистам представитель администрации Белого дома.

Будущий глава МИД Мексики Марсело Эбрард (займет свой пост 1 декабря 2018 года, когда президентом станет победивший на июльских выборах Андрес Мануэль Лопес Обрадор) уже приветствовал новое соглашение. "С одной стороны, она [договоренность] снижает неуверенность в отношении экономики, а с другой — отражает основные вызывающие беспокойство моменты, о которых говорила команда избранного президента", — сказал Эбрард.

NAFTA устраивает мексиканскую сторону больше, чем новое соглашение. Однако если Вашингтон выйдет из NAFTA и не заключит отдельную сделку с Мехико, экономика южного соседа США сильно пострадает.

Структура товарооборота

Одна из причин серьезного дефицита внешней торговли с Мексикой заключается в том, что себестоимость многих товаров, произведенных в этой стране, в разы ниже себестоимости товаров с лейблом Made in USA. Этому способствуют, среди прочего, низкие (по отношению к США) заработные платы. Средняя ежегодная заработная плата в США превышает отметку в $40 тыс. В Мексике она колеблется в пределах $10 тыс.

Несмотря на это, Вашингтон намерен стимулировать возвращение производства в США и тем самым способствовать снижению безработицы.

В 2017 году крупнейшими экспортными статьями США в Мексику были: механическое и электрооборудование ($43 млрд и $41 млрд), ископаемые виды топлива ($27 млрд), автомобили ($21 млрд) и изделия из пластмассы ($17 млрд).

Крупнейшими статьями импорта из Мексики в том же году стали: автомобили ($84 млрд), механическое и электрооборудование ($54 млрд и $62 млрд), оптические и медицинские инструменты ($14 млрд), ископаемые виды топлива ($11 млрд), а также свежие фрукты и овощи ($11,5 млрд).

Александр Мосесов

Читать на tass.ru
Теги