В конце уходящего года в ООН были приняты два Глобальных договора, призванные упорядочить потоки беженцев и мигрантов. Некоторые называют их чисто формальными, другие — эпохальными. ТАСС разобрался, в чем разница между двумя договорами и зачем они нужны.
Беженцы и мигранты
Беженцы — это люди, покидающие родную страну, опасаясь за свою жизнь из-за конфликта или политического преследования. Определение этого понятия записано в Конвенции ООН 1951 года. Всемирно принятого определения мигрантов не существует и не содержится даже в самом Договоре о миграции. Однако большинство экспертов сходятся во мнении, что мигранты покидают свою страну не из-за каких-то конкретных угроз, а в поисках лучшей жизни.
Нью-йоркская декларация
К 2016 году страны ООН пришли к выводу, что проблема распределения стремительно возрастающих потоков беженцев и мигрантов требует глобального ответа. В результате 19 сентября того же года 193 государства единогласно приняли Нью-Йоркскую декларацию о беженцах и мигрантах. Государства обязались к 2018 году согласовать первый в своем роде документ, регулирующий правила миграции во всем мире. Также к 2018 году было решено адаптировать к современным реалиям правила по приему беженцев по сравнению с уже содержащимися в Конвенции 1951 года.
Договор о мигрантах
Глобальный договор о безопасной, упорядоченной и легальной миграции или сокращенно Марракешский договор был принят на конференции в Марракеше в декабре 2018 года, а затем одобрен резолюцией Генассамблеи. Это юридически не обязывающий документ, он содержит ряд рекомендаций для стран-подписантов по взаимодействию с другими странами для справедливого распределения потока мигрантов. В этой связи говорить о какой-либо формальной реализации не совсем правильно. В дальнейшем на предусмотренных договором форумах обсуждаться будет не столько непосредственное выполнение его положений, сколько общее состояние миграции и подходы к регулированию людских потоков.
Договор о беженцах
Глобальный договор о беженцах также не является юридически обязывающим, что прописано в его вводной части. Он также был принят в декабре 2018 года при голосовании за соответствующую резолюцию Генассамблеи ООН. Договор не заменяет существующую систему предоставления убежища, в том числе Конвенцию 1951 года, но дополняет ее принципом международной ответственности за прием и распределение беженцев. Документ предполагает облегчение нагрузки на страны, принимающие наибольшее число беженцев, помощь беженцам по обретению экономической независимости и выработку мер, которые позволят беженцам возвратиться в свои страны.
Кто выступил против договоров
Против резолюции Генассамблеи ООН в поддержку Марракешского договора проголосовали США, Венгрия, Польша, Израиль и Чехия. Они объясняют это тем, что договор нарушает их суверенитет, не решает проблем миграции или даже подталкивает людей к тому, чтобы покидать свои страны. Сильные противоречия принятие договора также вызвало в Бельгии. После того как премьер-министр страны принял участие в Марракешской конференции, чтобы присоединиться к соглашению, в стране начались массовые протесты и ему пришлось уйти в отставку.
К документу о беженцах не присоединились только две страны — США и Венгрия. США опять же заявили о намерении самостоятельно определять свою политику и защищать свой суверенитет. Министр иностранных дел Венгрии Петер Сиярто заявил, что договор будет только способствовать тому, что под видом беженцев в Европу будут попадать нелегальные мигранты.
Позиция России
Россия поддержала оба договора, более того, была одной из стран, изначально участвующих в их разработке. В то же время Россия оставляет за собой право не выполнять те пункты договоров, которые считает противоречащими своей внутренней политике. Основные претензии Москвы к обоим договорам касаются неуместности упоминания климатических изменений как одного из факторов, влияющих на потоки мигрантов и беженцев. По мнению российской стороны, на сегодняшний день отсутствуют достоверные данные, позволяющие говорить о прямой зависимости между изменением климата и перемещением людей, а также главенстве экологических факторов, вынуждающих к перемещению.
Мария Хренова