Действующий президент Украины Петр Порошенко за более чем 20 лет своей политической карьеры неоднократно менял как идеологические взгляды, так и политических союзников. Неизменным всегда оставался лишь его бизнес, благодаря которому он был и остается одним из самых богатых людей в стране, планомерно умножающим свои богатства. По данным рейтинга "Топ-100 самых богатых украинцев", опубликованного изданием "Новое время", президент Украины с состоянием $1,1 млрд в 2018 году замыкал шестерку лидеров. Только за прошедший год, по данным его декларации, состояние украинского лидера увеличилось в 12 раз.
Возглавив Украину в 2014 году, Порошенко не стал себе изменять. "Он использует те же подходы, которые всегда практиковал в бизнес-сфере, воспринимая страну как крупную корпорацию, работающую под его началом и приносящую ему стабильный и серьезный доход", — заявил в беседе с корреспондентом ТАСС директор Института украинской политики Кость Бондаренко.
Его мнение разделяет и директор Киевского центра политических исследований и конфликтологии Михаил Погребинский. "Порошенко — сугубо бизнес-человек, а в роли политика он концентрирует большинство своих усилий на том, чтобы сохранить влияние для повышения финансового благосостояния, — отметил он в беседе с корреспондентом ТАСС. — Большую часть времени, за исключением избирательной кампании, он тратит не на политику, а на то, чтобы заниматься своими делами".
По сути, он проигнорировал требования избавиться от бизнеса и в настоящее время остается владельцем десятков компаний — напрямую или аффилировано. По данным украинского сервиса мониторинга регистрационных данных компаний, президент в 2017 году оставался фактическим владельцем 76 компаний с крайне запутанной формой собственности.
Основным активом Порошенко является корпорация Roshen. В собственности президента находятся также Международный инвестиционный банк, машиностроительная корпорация "Богдан", медиа-бизнес ("5 канал", телеканал "Прямой"), судостроительный завод "Ленинская кузня", страховые компании, фитнес-центр "5 элемент" и ряд других.
Однако бизнес-империя Порошенко не ограничивается лишь его собственными фирмами. "Петр Порошенко имеет отношение к любому крупному бизнесу на Украине: от энергетической сферы до розничной торговли", — говорит Руслан Бортник.
Выстраивая свою бизнес-империю, президент не гнушается никакими методами, проявляя высочайший уровень цинизма в отношении людей и социальных обязательств. "Порошенко выделяет способность идти к цели, а его целеустремленность характерна игнорированием любых преград: этического, экономического, социального характера, — отмечает Бортник. Такая "гибкость" и беспринципность во многом предопределила всю его политическую карьеру.
Многоликий Порошенко
Петр Порошенко пришел в политику в 1998 году, будучи уже успешным бизнесменом. С тех пор он успел побывать в четырех разных партиях, примыкал то к одной, то к другой в наиболее выгодное для себя время, проявляя предельную гибкость взглядов. В 1998 году, впервые став депутатом Верховной Рады, он вошел во фракцию Социал-демократической партии Украины (СДПУ), лидером которой был нынешний глава политсовета партии "Оппозиционная платформа — За жизнь" Виктор Медведчук. Порошенко даже входил в высший руководящий состав СДПУ.
"Именно Медведчук — Кучма (второй президент Украины Леонид Кучма — прим. ТАСС) привели Порошенко за руку в большую политику", — рассказывает Бортник. Через два года Порошенко стал лидером собственной партии "Солидарность", но ее дальнейшим строительством заниматься не стал. Вместо этого вместе с бывшим премьер-министром Украины Николаем Азаровым занялся другим политическим проектом — Партией регионов, став одним из ее основателей.
Однако уже на парламентские выборы 2002 года Порошенко, преследуя исключительно собственные бизнес-интересы, решил сменить партнера и примкнуть к Виктору Ющенко и его партии "Наша Украина". Он стал руководителем ее центрального избирательного штаба. С Ющенко у действующего президента возник самый длинный политический союз, и не только. Ющенко приходится крестным отцом его дочерей.
Порошенко сыграл серьезную роль в самом приходе к власти Виктора Ющенко. По результатам второго тура голосования на президентских выборах 2004 года тот уступил своему сопернику от Партии регионов Виктору Януковичу. Но при активной поддержке Запада соратники Ющенко смогли организовать массовые акции протеста в столице, известные как "оранжевая революция". Порошенко выступил тогда и как ее активный участник, и как финансовый спонсор, претендуя на пост премьер-министра. В результате был буквально силой продавлен не предусмотренный конституцией "третий тур выборов президента", в результате которого к власти и пришел Ющенко.
Порошенко, правда, был вынужден уступить пост премьер-министра Юлии Тимошенко, так как ее роль в "оранжевой революции" оказалось более весомой, и довольствоваться должностью секретаря Совета национальной безопасности и обороны Украины. Но политические дрязги, соперничество внутри неоднородной "оранжевой" команды и конфликт с Тимошенко привели к потере и этого места. Позже Порошенко еще занимал должность главы совета Национального банка Украины, непродолжительное время был также министром иностранных дел.
Следующие президентские выборы на Украине в 2010 году вновь заставили Порошенко перекраситься. Он вернулся под крыло "Партии регионов", к созданию которой когда-то приложил руку, а затем бросил. В феврале 2012 года его принял президент Виктор Янукович и назначил министром экономики. Однако Порошенко в итоге предал и его.
Новый этап политической карьеры начался с так называемого евромайдана в ноябре 2013 года, который возник как реакция на приостановку Киевом подписания Соглашения об ассоциации с ЕС. Жесткое трехмесячное противостояние завершилось государственным переворотом в стране в феврале 2014 года, а Порошенко вновь выступил активистом массовых протестов в самом центре Киева.
Власть ценой обмана избирателей
На сей раз Порошенко в полной мере воспользовался плодами силовой смены власти. В условиях начинавшейся гражданской войны были спешно организованы внеочередные президентские выборы. На них Порошенко шел под лозунгами: "Жить по-новому", "Закончим войну в Донбассе за несколько часов", "Обеспечим единство страны".
Украинский политолог Кость Бондаренко обращает внимание на то, что Порошенко тогда руководствовался одним из принципов итальянского мыслителя Николло Макиавелли о том, что победителей не судят, а победа не вызывает позора, какой бы ценой она ни была одержана. "Именно поэтому ни одно из тех обещаний, которые были даны в 2014 году, не были выполнены", — отметил он. В итоге спустя пять лет президентства Порошенко военные действия в стране продолжаются, ряд территорий Донбасса по-прежнему неподконтролен Киеву.
Украинский политолог Руслан Бортник отмечает, что Порошенко не только не закончил войну в Донбассе, как обещал, а и вовсе начал ее активную фазу. "30 июня 2014 года именно Порошенко прекратил перемирие и ввел в действие план Б, то есть начал военную операцию в Луганской и Донецкой областях, — отметил он. — То есть по вине Порошенко локальный, фрагментарный конфликт в Донбассе перерос в полноценную войну на территории региона".
Русофобия под диктовку Вашингтона
Причиной такого быстрого отказа Порошенко от своих предвыборных лозунгов стал фактор влияния США. Порошенко пришел во власть под протекцией Вашингтона, который сделал ставку на него как на наиболее лояльного кандидата, считает украинский эксперт Михаил Погребинский.
"В США знали о его коррумпированности, о его зарубежных счетах, и поэтому понимали, что могут на него влиять, что он будет прислушиваться к каждому пожеланию", — отмечает он. Так и получилось. Придя к власти, Порошенко, по сути, начал проводить курс, который ему диктовали из Вашингтона, курс жесткой антироссийской политики.
В стране стали запрещать российские книги и фильмы, ущемлять права русскоязычных граждан на использование родного языка, переименовывать населенные пункты, улицы, в названиях которых есть упоминание о советском периоде или о вековых связях с Россией. Последним примером русофобской политики стали гонения на верующих Украинской православной церкви, которые последовали за искусственным созданием в стране из ряда раскольнических структур новой поместной церкви.
Параллельно Порошенко, и ранее проявлявший предельную гибкость в своих взглядах, все больше начал тяготеть к идеям радикального национализма. "Природно не являясь националистом, он надел на себя эти одежды", — говорит Погребинский. Начинается процесс тотальной украинизации. Вводятся языковые квоты на использование украинского языка на телевидении, радио, а также в сфере кинематографии и книгоиздательстве. Вводится жесткая цензура на все российское, расширяется трактовка статьи уголовного кодекса Украины о государственной измене, под которую теперь на Украине попадают любые действия, а иногда и высказывания, направленные против политики властей.
"В итоге, став президентом, как представитель всей Украины, Порошенко сделал крен в сторону правых сил, попытался, по сути, сделать Украину большой Галичиной", — отмечает Кость Бондаренко. Такая политика усугубила раскол внутри украинского народа, сделала практически невозможным восстановление единства в обществе и возврат потерянных территорий.
Позиционируя себя, с одной стороны, как националиста, Порошенко одновременно начинает разыгрывать евроантлантическую карту — идею вступления Украины в ЕС и НАТО. Подписано соглашение об ассоциации с Евросоюзом и был получен безвизовый режим. Однако, как отмечают эксперты, здесь заслуга самого президента не столь велика. Основная работа по сближению с ЕС, подготовке законодательной базы для соглашения об ассоциации и будущего безвизового режима была проведена еще при бывшем президенте. Вся "заслуга" Порошенко сводится к полной капитуляции перед европейскими требованиями путем подписания соглашения на заведомо невыгодных для страны условиях, что в свое время и остановило Виктора Януковича.
Коррупция и нищета как итог президентства
Порошенко пришел к власти на волне популярного зимой 2014 года тезиса о коррупции во власти. Став президентом, он делал громкие заявления о намерении бороться с коррупцией и даже "отрезать руки тем, кто ворует в армии", инициировал создание в стране нескольких новых антикоррупционных структур.
Но впоследствии стали повсеместно всплывать факты причастности руководства уже новых структур к коррупционным схемам. В итоге становится понятно, что Порошенко, получив власть, не только не поборол коррупцию, а, по сути, возглавил ее, увеличив в несколько раз масштабы теневой экономики.
Апофеозом коррумпированности власти стал скандал вокруг "Укроборонпрома", который разгорелся всего за три недели до предстоящих 31 марта президентских выборов. Согласно результатам журналистского расследования украинской телепрограммы "Наши деньги", оборонные предприятия страны через подставные фирмы с участием высокопоставленных чиновников из окружения самого Порошенко поставляли по завышенным ценам запчасти с украинских же военных складов, а часть запчастей якобы поставлялась даже из России. По данным журналистов, фигуранты оборонного скандала годами "договаривались" с Государственной фискальной службой, Службой безопасности Украины, военной прокуратурой и даже с Национальным антикоррупционным бюро Украины (НАБУ), которые закрывали глаза на их преступления. В этих условиях заявление Порошенко "о намерении отрезать руки коррупционерам" выглядит особенно цинично.
Параллельно с масштабной коррупцией на Украине при Порошенко происходит полный демонтаж социального государства. Украинский политолог, директор центра "Третий сектор" Андрей Золотарев обращает внимание на то, что до прихода к власти Порошенко на Украине по умолчанию соблюдался своего рода "социальный договор". "Олигархи зарабатывали, чиновники брали взятки, а за это политики толерантно относились к языковым и конфессиональным вопросам, сохранялся пакет соцстандратов, льгот и остатки социального государства, — пояснил он. — При Порошенко произошел отказ государства от социальных обязательств при сохранении алчности и воровства чиновников".
Общий экономический спад в стране негативно отразился на благосостоянии населения. Украинский политик, представитель "Оппозиционной платформы — За жизнь" Виктор Медведчук отмечал, что на Украине минимальная пенсия и размер прожиточного минимума за последние пять лет сократились в 2,2 раза. Так, по его данным, размер прожиточного минимума за этот период "сократился с $147,2 до $65,9, а минимальная пенсия до $53,2, при том что еще в 2013 году она составляла $118,8.
При нищенских зарплатах и пенсиях украинцам приходится платить по европейским тарифам, которые планомерно повышаются последние пять лет. Это привело к рекордному росту долгов по коммунальным платежам. На начало 2014 года задолженность населения за услуги ЖКХ составляла 12,1 млрд гривен (около $450 млн), а по итогам января 2018 года она увеличилась более чем в пять раз, до 62,6 млрд гривен (около $2,3 млрд).
Рост тарифов правительство объясняет требованиями главного кредитора Украины — Международного валютного фонда (МВФ). Украинские власти неоднократно признавали, что вынуждены выполнять условия МВФ, так как в противном случае стране грозит дефолт.
Ни единого шанса на честное переизбрание
Порошенко решил баллотироваться на второй срок в условиях, когда сам возглавляет антирейтинг политических предпочтений украинцев. По разным данным, его деятельность не одобряют сегодня порядка 78% жителей страны, а свыше половины заявляют, что не будут голосовать за него ни при каких обстоятельствах. При отсутствии реальной поддержки населения нынешняя избирательная кампания Порошенко кажется провальной. Он вынужден использовать грязные технологии. В правоохранительные органы Украины поступают сообщения о фактах масштабного подкупа избирателей штабом действующего президента с использованием административного ресурса и бюджетных средств.
Порошенко также пытается влиять на предвыборные опросы. По словам украинского политолога Константина Бондаренко, агентства "обязательно добавляют несколько процентов к рейтингу Порошенко и столько же отнимают у его главных конкурентов". Так, согласно последним опросам, лидирует в президентском рейтинге шоумен Владимир Зеленский, а второе и третье места делят между собой действующий президент Петр Порошенко и лидер "Батькивщины" Юлия Тимошенко. Тот факт, что Порошенко входит сейчас в тройку лидеров, не вызывает особого доверия, так как еще летом он был на пятом месте.
Неудачным также оказался и так называемый агитационный тур Порошенко по украинским регионам. Не является уже секретом, что президент вынужден был возить с собой на митинги несколько автобусов с сотрудниками бюджетной сферы. Любые попытки жителей регионов вступить в диалог или задать беспокоящий вопрос президенту, к примеру, о том, когда он начнет бороться с коррупцией, жестко пресекаются. В итоге градус агрессии и недовольства в обществе растет с каждым днем. Сегодня мало кто из граждан Украины верит в искренность его обещаний и лозунгов, а действующий президент в привычной для себя манере уверенно декларирует обратное.
"Конечно, Порошенко может зайти на второй срок с черного входа, но общественная легитимность такого президента будет равна нулю", — уверен эксперт Андрей Золотарев.