4 СЕН, 22:03

Еврокомиссия грозит "Газпрому" штрафом до 10 млрд евро при нарушении им европейских норм конкуренции

Представители ЕК утверждают, что ЕС не намерен начинать торговую войну с Россией из-за условий поставок газа

Начало европейского антимонопольного расследования в отношении "Газпрома" фактически означает, что Еврокомиссия приняла решение сделать новый шаг в споре с Россией о принципах торговли энергоресурсами, в первую очередь, газом.

Еврокомиссия начала формальную процедуру, чтобы "изучить, нарушает ли российский поставщик природного газа - "Газпром" европейские нормы по конкуренции, в частности, в странах Восточной и Центральной Европы", говорится в распространенном сегодня заявлении ЕК.

Речь идет, в частности, о Польше, Латвии, Литве, Эстонии, Чехии, Словакии, Болгарии, Венгрии. По информации ИТАР-ТАСС, Еврокомиссия будет изучать страны, где на "Газпром" приходится от двух третей до полного объема поставок газа. По европейскому законодательству, штраф за нарушение норм по конкуренции может достигать 10 процентов от годового оборота компании, то есть в случае "Газпрома" - свыше 10 млрд евро.

Еврокомиссия изучит три основных обвинения против "Газпрома". Во-первых, злоупотребление доминирующими позициями на рынках поставок газа в Центральной и Восточной Европе путем раздела рынков и препятствовании "свободному потоку газа в Европу". Во-вторых, "Газпром" обвиняют в создании преград для диверсификации поставок энергоресурсов в ЕС. Кроме того, российскую энергетическую компанию подозревают в "навязывании своим потребителям завышенных цен на газ, необоснованно привязанных" к ценам на нефть".

Еврокомиссия сообщила, что направила руководству "Газпрома" уведомление о начале антимонопольного расследования в отношении концерна. Европейские нормы не регламентируют, сколько времени займет такое разбирательство.

Одновременно представители ЕК утверждают, что ЕС не намерен начинать торговую войну с Россией из-за условий поставок газа. "Речь идет об обычной проверке соответствия действий иностранной компании на европейском рынке европейским нормам по конкуренции, - подчеркнул представитель пресс-службы ЕК. - Европейская комиссия тщательно и непредвзято изучит ситуацию. Начало формальной процедуры не означает, что Еврокомиссия считает "Газпром" виновным в нарушениях, это предстоит выяснить".

Впрочем, этот последний тезис слабоват - можно с уверенностью сказать, что по столь чувствительной теме Еврокомиссия не решилась бы начинать разбирательство не будучи уверенной в своей правоте.

Более того, сегодняшнему заявлению предшествовала серьезная работа по поиску улик и состава нарушений. Почти год назад - 27 сентября 2011 года представители Еврокомиссии провели необъявленные обыски в офисах "Газпрома" в странах Центральной и Восточной Европы и представительствах ряда европейских энергокомпаний из 10 стран преимущественно Центральной и Восточной Европы.

В тот же день Еврокомиссия заявила, что "не исключает, что некоторые из этих компаний могут быть участниками сговора по разделению рынка, созданию препятствий для диверсификации источников и путей доставки газа, а также для доступа /новых компаний/ к газовым сетям, а также в искусственном завышении цен на газ".

В Германии инспекциям подверглись партнеры "Газпрома" - E.On и RWE, а также дочерняя структура российского гиганта - Gazprom Germania. В Австрии были проверены компания OMV и ее филиал Econgas, в Чехии - компания Vemex, контрольный пакет которой также принадлежит "Газпрому", в Литве - Lietuvos Dujos. Представители этих компаний подтвердили проведение инспекций и заверили в своем полном сотрудничестве с национальными и европейскими антимонопольными структурами.

На тот момент представитель Еврокомиссии заявил ИТАР- ТАСС, что речь пока не идет о начале официального антимонопольного расследования, а лишь о "предварительной проверке, которая должна подтвердить или опровергнуть существующие подозрения". Сегодня Еврокомиссия сделала данный шаг.

Важнейший элемент этой ситуации заключается в том, что Еврокомиссия подозревает "Газпром" в нарушении европейских норм конкуренции на газовом рынке, которые Россия считает, по меньшей мере, не вполне обоснованными. Соответствующий спор продолжается уже долгие годы и принял затяжной "позиционный" характер.

Юридическая стадия конфликта началась ровно пять лет назад - в сентябре 2007 года, когда Еврокомиссия представила новый блок европейского законодательства - ультралиберальный третий энергетический пакет, который был утвержден в 2009 году. Этот документ был призван либерализовать европейский рынок газа, в частности, путем обязательного разделения собственников транспортной энергетической инфраструктуры и энергетических концернов, которым принадлежат мощности по производству энергии и добыче ресурсов.

Таким образом, здесь столкнулись два экономических подхода. Еврокомиссия считает, что принудительное создание полностью независимых от основных энергоконцернов компаний по транспортировке газа, нефти и электричества создаст условия для выхода на рынок новых производителей энергии, а значит, приведет к снижению цен.

Россия считает, что такой подход приведет только к удорожанию энергии за счет увеличения числа посредников. РФ придерживается более консервативного принципа "естественной монополии". Согласно этому подходу, ряд отраслей экономики, которые характеризуются чрезвычайно высокой капиталоемкостью и длительными сроками окупаемости, в частности, энергетика, действуют наиболее эффективно при наличии минимального количества крупных игроков на рынке, которые имеют достаточные ресурсы для развития этого сектора.

"Оторвать газопроводы от поставщиков, это как продавать автомобиль без колес, с тем, чтобы потребители сами искали того, кто готов их привинтить", - заявил ранее ИТАР-ТАСС президент Российского газового общества Валерий Язев.

Попытки ЕС и России найти решение этой дилеммы результаты не дали. Ситуация обостряется тем, что ряд восточноевропейских государств сообщества выбрали наиболее жесткий режим применения третьего энергопакета. Эти страны не очень вдаются в обоснования европейских законодательных норм, а просто используют их для установления собственного контроля над энергетической инфраструктурой на своей территории.

Хотя Еврокомиссия подчеркивает, что расследования связано только с "конкретной российской компанией" и не затрагивает отношения России и ЕС в целом, можно с уверенностью предположить, что это решение заметно "подогреет" энергетические отношения России и ЕС, особенно в преддверии зимы, когда потребность в энергоресурсах заметно растет. Особую остроту ситуации придает тот факт, что сегодня многие страны ЕС одна за другой принимают политические решения об отказе от атомной энергетики, без четкого понимания о способах компенсации энергетического дефицита.

Читать на tass.ru