ПАСЕ согласовала принципы нового механизма реагирования на нарушение устава Совета Европы
Решение об инициировании процедуры потребует большинство в две трети от общего количества поданных голосов, эквивалентное не менее трети от общего числа участников ассамблеи с правом голоса
СТРАСБУРГ, 29 января. /ТАСС/. Новый трехсторонний механизм реагирования на нарушение устава Совета Европы может быть активирован лишь в случае крайне серьезных нарушений и потребует поддержки не менее трети всех участников Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ). Об этом говорится в резолюции, одобренной в среду участниками зимней сессии ПАСЕ.
"Учитывая, что в конечном счете эта процедура может привести к решению действовать в соответствии со статьей 8 устава Совета Европы (определяющей приостановку участия в работе и порядок выхода страны из организации - прим. ТАСС), лишь самые серьезные нарушения основных принципов и ценностей, закрепленных в уставе Совета Европы, могут обосновать решение ассамблеи инициировать дополнительную совместную процедуру относительно страны-участницы", - указывается в документе.
"Для повышения легитимности решения ПАСЕ потребуется двойное большинство, то есть две трети от общего количества поданных голосов, эквивалентное не менее трети от общего числа участников ассамблеи с правом голоса", - уточняется в резолюции. Помимо этих условий, без выполнения которых запрос будет отклонен, в документе раскрывается порядок действий депутатов и председателя ПАСЕ, если инициировать процедуру решит именно этот орган Совета Европы.
Как подчеркивается в резолюции, главная цель трехстороннего механизма заключается в том, чтобы "на основе конструктивного диалога и сотрудничества обеспечить выполнение страной-участницей своих обязательств перед организацией и соответствие ее принципам во избежание применения санкций". Согласно документу, процедура будет лишь дополнением к уже существующим правилам и положениям, основанным на декларации Комитета министров от 1994 года о соблюдении обязательств всеми участниками СЕ.
Примерные сроки
Если ПАСЕ, Комитет министров или генеральный секретарь СЕ все же решат запустить данный механизм, то сразу после этого состоится встреча председателей первых двух органов с генсеком СЕ и в течение четырех недель в страну, против которой начато разбирательство, будет направлена миссия высокого уровня для обсуждения разногласий. Если компромисс найти не удастся, то в следующие восемь недель генсек СЕ должен будет разработать план действий, на реализацию которого отводится 9 месяцев после его принятия Комитетом министров.
На финальном этапе, если все три стороны не придут к выводу, что государство-участник урегулировало вызывающие обеспокоенность вопросы, Комитет министров должен будет принять решение в рамках статьи 8 устава СЕ. Если речь будет идти о приостановке представительства этой страны, то она сможет вернуться к работе, подтвердив, что все нарушения устава устранены. Если же ее было решено исключить из организации, то тогда руководству страны придется заново подавать заявку на вступление в СЕ.
Для внедрения механизма, согласно резолюции, не потребуется менять устав организации. Однако "любые необходимые для выполнения настоящей резолюции изменения будут внесены в регламент" ПАСЕ посредством отдельной резолюции, уточняется в заключении. "Как только будет принята последняя упомянутая резолюция и вынесено соответствующее решение Комитета министров, процедура вступит в силу", - гласит документ.
Россия отказалась от поправок
Как заявил во время дебатов представитель делегации РФ, глава комитета Госдумы по международным делам Леонид Слуцкий, доклад "не в полной мере соответствует тому, что было достигнуто [на встрече министров стран - членов СЕ в мае 2019 года] в Хельсинки". Он пообещал, что российская делегация по завершении дискуссии представит официальное заявление по этому вопросу. Одновременно парламентарий сообщил об отзыве поправок, которые парламентарии РФ подготовили для доработки этого документа.