Правительство КНР создаст в Гонконге представительство органов госбезопасности
Закона предусматривает в качестве максимальной меры наказания пожизненное заключение
ПЕКИН, 30 июня. /ТАСС/. Центральное правительство Китая создаст на территории Гонконга специальные представительства органов государственной безопасности КНР. Об этом говорится в опубликованном во вторник тексте закона о национальной безопасности в Гонконге.
"Центральное народное правительство учредит в Гонконге ведомство по защите национальной безопасности", - указывается в правовом акте. Штат этого ведомства будет формироваться из сотрудников, командированных органами госбезопасности из материкового Китая.
Эти органы будут отвечать за координацию действий между ведомствами центральных властей и правительства Гонконга по защите национальной безопасности, сбор и анализ оперативной информации о ситуации в этом специальном административном районе (САР) и делопроизводство в этой сфере.
Как подчеркивается в правовом акте, командированные из материкового Китая сотрудники госбезопасности должны будут соблюдать законодательство как КНР, так и Гонконга. В то же время в законе указывается, что эти сотрудники и их транспортные средства не подпадают под юрисдикцию Гонконга: во время исполнения ими своих обязанностей они не могут быть подвергнуты проверке, обыску или аресту со стороны правоохранительных органов города. Соответствующие ведомства Гонконга обязаны содействовать сотрудникам органов госбезопасности КНР, оказывать им помощь и пресекать действия, которые мешают им исполнять обязанности.
Следствие в Гонконге
Закон о национальной безопасности в Гонконге в отдельных случаях предусматривает передачу органам центрального правительства КНР юрисдикции над возбуждением уголовного дела, следствием и судопроизводством. Об этом говорится в опубликованном во вторник тексте правового акта.
Согласно статье 55 этого закона, передача юрисдикции возможна в трех случаях. Среди них возникновение "серьезных трудностей в управлении специальным административным районом Сянган, вызванных вмешательством иностранного государства или зарубежных сил", "неспособности правительства Гонконга эффективно исполнять этот закон", а также "появление значительной и реальной угрозы национальной безопасности".
Как отмечается в документе, в указанных в этой статье случаях сотрудники командированных в Гонконг органов госбезопасности КНР наделяются полномочиями, позволяющими возбудить уголовное дело и начать следствие, а Верховная народная прокуратура и Верховный народный суд КНР инициируют соответствующие делопроизводства. В такой ситуации процессуальные действия, среди которых рассмотрение вопросов о возбуждении уголовного дела, привлечения к судебной ответственности и исполнения наказания, совершаются в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом КНР. При этом юридические документы центральных властей о мерах пресечения, следственных мероприятиях и отправлении правосудия приобретают в Гонконге законную силу.
Как отмечается в законе, подозреваемые и обвиняемые в преступлениях против национальной безопасности после вызова на допрос или избрания в отношении них меры пресечения имеют право на получение квалифицированной юридической помощи и адвокатскую защиту.
Нарушители закона не смогут участвовать в выборах
Нарушители нового закона о национальной безопасности в Гонконге, вступившего в силу во вторник вечером, потеряют право участия в выборах в Законодательный совет этого специального административного района КНР и не смогут занимать госдолжности.
"Любой, кто был осужден судом за преступления против национальной безопасности, должен быть дисквалифицирован как кандидат на выборах в Законодательный совет, а также на выборах депутатов районных советов", - говорится в правовом акте. Нарушители также не смогут претендовать на госдолжности.
На 6 сентября текущего года в Гонконге намечены выборы в Законодательный совет. Представители оппозиции опасаются, что новый закон может повлиять на результаты парламентских выборов в пользу кандидатов от проправительственного блока.
Законодательный совет Гонконга - однопалатный парламент, состоящий из 70 депутатов. Половина депутатского корпуса выбирается прямым голосованием по территориальным округам, другую половину выдвигают из представителей отраслевых сообществ по профессиональному признаку.
Пожизненное наказание
Текст закона об обеспечении национальной безопасности в Гонконге предусматривает в качестве максимальной меры наказания пожизненное заключение.
Как указывается в тексте закона, за такие преступные действия, как сепаратизм, терроризм, подрыв государственной власти и сговор с иностранными силами, предусматриваются различные меры наказания. В особо тяжких случаях это может быть лишение свободы на срок от 10 лет или пожизненное заключение.
Сепаратизм и подрыв государственной власти
В особо тяжких случаях и по отношению к организаторам предусмотрено лишение свободы сроком от 10 лет или пожизненное заключение. Активным участникам преступной деятельности грозит лишение свободы от 3 до 10 лет. Для других участников преступления предусмотрены наказания в виде тюремного заключения сроком до 3 лет, а также краткосрочного лишения свободы или постановки под наблюдение (виды наказания в действующем УК КНР).
Виновным в подстрекательстве других лиц, а также агитации, содействии преступной деятельности при помощи денежных средств или имущества, при наличии отягчающих обстоятельств, грозит тюремное заключение сроком от 5 до 10 лет. В других случаях предусмотрено лишение свободы сроком до 5 лет, краткосрочное лишение свободы или постановка под наблюдение.
Терроризм
За совершение преступления, повлекшего тяжкие телесные повреждения, смерть или нанесение значительного ущерба государственному или частному имуществу предусмотрено пожизненное заключение или тюремный срок от 10 лет. В других случаях предусмотрено лишение свободы на срок от 3 до 10 лет.
Создателям и главарям террористических организаций грозит пожизненное заключение или лишение свободы сроком от 10 лет, а также конфискация имущества в качестве дополнительной меры наказания. Для принимавших активное участие в террористической деятельности предусмотрено наказание от 3 до 10 лет лишения свободы, а также денежный штраф. Для других участников предусмотрен тюремный срок до 3 лет, краткосрочное лишение свободы или постановка под наблюдение, также допустимо дополнительное наказание в виде денежного штрафа.
Оказание помощи, поддержки, содействия террористической организации, обучение ее членов, предоставление оружия, информации, капитала, материальных ресурсов, рабочей силы, транспорта, технологий, помещений и т.д., а также производство, незаконное хранение взрывоопасных, ядовитых, радиоактивных веществ, возбудителей инфекционных заболеваний и другие формы подготовки террористической деятельности караются, при наличии отягчающих обстоятельств, лишением свободы сроком от 5 до 10 лет, денежным штрафом или конфискацией имущества. В иных случаях предусмотрен тюремный срок до 5 лет, краткосрочное лишение свободы или постановка под наблюдение, денежный штраф.
В особо тяжких случаях для виновных в пропаганде терроризма, а также подстрекательстве к террористической деятельности, предусмотрено лишение свободы сроком от 5 до 10 лет, денежный штраф или конфискация имущества. В иных случаях предусмотрен тюремный срок до 5 лет, краткосрочное лишение свободы или постановка под наблюдение, денежный штраф.
Сговор с иностранными силами
Для виновных в сговоре с иностранными силами предусмотрено лишение свободы на срок от 3 до 10 лет, за тяжкое преступление - тюремный срок от 10 лет или пожизненное заключение.
30 июня Постоянный комитет Всекитайского собрания народных представителей (ВСНП, парламент страны) принял закон об обеспечении национальной безопасности в Гонконге. Он нацелен на предотвращение таких преступлений, как сепаратизм, терроризм, подрыв государственной власти и сговор с иностранными силами и предусматривает в качестве высшей меры наказания пожизненное заключение. Согласно ему, центральные власти КНР создадут в САР специальные органы госбезопасности, на которые не будет распространяться юрисдикция администрации Гонконга.
Ряд стран раскритиковали Пекин, утверждая, что принятие такого закона нарушает принцип "одна страна - две системы". Власти КНР в ответ призвали не вмешиваться во внутренние дела Китая.