ЕК предложила создать режим санкций ЕС за нарушения прав человека во всем мире
Ранее верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Жозеп Боррель заявлял, что Евросоюз изучает возможность создания санкционного режима за нарушения прав человека, аналогичного американскому списку Магнитского
БРЮССЕЛЬ, 19 октября. /ТАСС/. Еврокомиссия (ЕК) предложила создать режим санкций ЕС за серьезные нарушения прав человека в любой стране мира. Об этом заявил в понедельник замглавы Еврокомиссии по прогнозированию Марош Шефчович на пресс-конференции в Брюсселе. Он выразил надежду, что страны ЕС договорятся утверждать новые санкции не единогласно, а при помощи голосования по достижении квалифицированного большинства.
"Еврокомиссия внесла предложение о создании санкционного режима за серьезные нарушения прав человека, где бы они ни происходили. Санкции будут заключаться в введении запретов на въезд и заморозке активов (в банках ЕС - прим. ТАСС)", - сообщил он. Шефчович не внес предложений о возможных первых фигурантах этого списка, отметив, что сначала должен быть создан сам санкционный механизм.
Ранее верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Жозеп Боррель заявлял, что ЕС изучает создание санкционного режима за нарушения прав человека, аналогичного американскому списку Магнитского, который, по мнению Борреля, Евросоюз мог бы назвать "списком Навального".
Оговорка по Фрейду
Представляя это проект, Шефчович допустил оговорку, которая позволяет предположить, что, по замыслу Еврокомиссии, первой целью этого санкционного режима должна вновь стать Россия. "Этот список не будет заменять действующие сейчас санкционные списки по различным странам. У нас черные списки по правам человека в отношении Сирии, Белоруссии и Ро... Венесуэлы", - сказал Шефчович. Он успел поправиться, произнеся только слог "Ru..." (Russia) и затем сразу же назвав верную страну - Венесуэлу.
В отношении России или отдельных ее граждан у ЕС сейчас действуют санкции по трем различным трекам: за "подрыв суверенитета Украины", за применение химического оружия (введенные по делу Скрипалей и инциденту с Навальным), за кибернетические атаки. Однако за нарушения прав человека ЕС ранее не вводил никаких санкций в отношении России, зато в отношении трех остальных из перечисленных им стран списки исчисляются десятками фамилий.
Процедура о процедуре
Теперь предложение Еврокомиссии будет рассмотрено Советом ЕС, где его должны поддержать представители всех государств Евросоюза. После того, как этот механизм будет одобрен Советом ЕС и вступит в силу, страны ЕС смогут вносить предложения по иностранным физическим и юридическим лицам, которые, по их мнению, виновны в нарушениях прав человека за пределами Евросоюза, для их внесения в этот список. Шефчович выразил уверенность, что компромисс в Совете ЕС по этому вопросу будет достигнут.
Замглавы Еврокомиссии выразил надежду, что Совет ЕС достигнет консенсуса, чтобы в будущем фигуранты этого черного списка утверждались уже не путем консенсуса, а путем голосования и квалифицированного большинства, что может значительно упростить и ускорить его наполнение.
Шефчович не смог внятно ответить на вопрос, как именно будет выглядеть процедура отбора фигурантов для будущего черного списка по правам человека. "Мы видим, что права человека все чаще нарушаются на глобальном уровне. Поэтому мы считаем необходимым создать механизм для того, чтобы призывать к ответственности конкретных людей, которые несут личную ответственность за эти нарушения. Верховный представитель Боррель будет тесно взаимодействовать со странами-членами. В свете последних событий в Белоруссии, инцидента с Навальным, ситуации в Венесуэле и Сирии, от нас несомненно требуется создать отдельный санкционный режим", - сказал он.
Шефчович также повторил традиционную фразу, которую представители Еврокомиссии произносят всегда, когда бы ни обсуждались односторонние ограничения: "Мы не хотим использовать санкции как самоцель, это должен быть инструмент, который позволит менять поведение отдельных стран и институтов". При этом никто ни разу не смог привести пример, когда использование односторонних и не утвержденных СБ ООН рестрикций позволяло бы поменять чье бы то ни было поведение в реальности.