Андрей Воробьев: западные компании не собираются уходить из Подмосковья
Губернатор Московской области рассказал о строительстве "наземного метро" и ЦКАД, о борьбе с курительными смесями, а также об участии подмосковных производителей в программе импортозамещения
Московская область уже несколько лет является удобным плацдармом для развития западного бизнеса. Останутся ли зарубежные компании в регионе или уйдут из-за санкций, как реализуется программа импортозамещения основных продуктов, когда в Подмосковье начнут работать новый аэропорт и "наземное метро" рассказал в интервью ТАСС губернатор Московской области Андрей Воробьев.
- Из-за падения цен на энергоносители в Госдуме все чаще говорят о необходимо будет проводить секвестр бюджета. Есть ли опасность того, что и подмосковный бюджет придется секвестировать, если он не досчитается дотаций из федерального бюджета?
- Чтобы ни произошло, мы должны быть очень рачительными и аккуратными в отношении бюджетных денег. Сейчас необходимо экономить и рационально использовать имеющиеся средства. У нас сейчас реализуется большая программа по автоматизации системы госзакупок, все торги - и региональные, и муниципальные - заводятся в одну автоматизированную систему, чтобы никто не мог самостоятельно "сделать" какие-то особенные условия по ходу конкурса или аукциона. Повторю, мы должны быть очень бережливы. Особенность Московской области заключается в том, что наш бюджет не зависит от цены на нефть и газ. У нас диверсифицированная экономика, которая основана на промышленности, на торговле и услугах. И я очень рассчитываю, что мы пройдем следующий год непросто, но без потерь. Что касается секвестра, то год еще не начался, и говорить об этом пока рано. Но если речь зайдет о наших социальных обязательствах: детских садах, школах, здравоохранении, которое сегодня нужно модернизировать, то мы готовы к реализации больших планов. У нас есть для этого деньги, и мы ничего не должны отменять. Все стройки, которые уже "на ходу", находятся под контролем, и все достроим. И, хотя мы держим "ушки на макушке", я уверен, что со своими обязательствами справимся.
- В сентябре Вы говорили, что не видите "галопирующего скачка цен", вызванного западными санкциями и антисанкциями со стороны России. Сейчас ситуация изменилась? Какой уровень инфляции прогнозируете по итогам года?
- Что касается инфляции, то ее подсчет - удел макроэкономистов, и параметры инфляции определяет Министерство экономического развития России. Оно установило уровень инфляции в этом году 107,4 проц., а на следующий год - 106,7 проц. Но это прогнозы, и они могут отличаться от реальности, и возможно, по факту, будет больше. Я хочу сказать, что наша задача не следить за инфляцией, а контролировать, чтобы не было спекуляций со стороны торговых сетей. Диалог с торговыми сетями и поведение сетей, и их ведение долгосрочного бизнеса в Подмосковье меня удовлетворяет и даже вызывает уважение. Спекуляций не было. Что касается роста цен, то он был, и этот факт я отрицать не стану. Галопирующего роста не было, но можно констатировать, что за три последних месяца цены на ряд основных продуктов питания - хлеб, мясо, молоко, творог - выросли на 3-5 проц.
- Есть опасения, что крупные предприятия - Mars, Campina и Cimberly Clark - из-за сокращения инвестпрограмм американских корпораций уйдут из Подмосковья?
- Мы очень надеемся, что этого не случится. Наш президент неоднократно говорил, что санкции не приносят никому добра и не улучшают взаимопонимание. Это не наша игра и не наш ход. Нас поставили в такую ситуацию, когда мы вынуждены переживать из-за этих решений. Я очень рассчитываю, что это все быстро завершится, санкции будут сняты, и мы сможем предлагать инвесторам со всего мира новые возможности для работы в Подмосковье.
- Если компании уйдут, у Вас есть сценарий действий по минимизации увольнений?
- Я знаю, что таких планов, слава богу, у этих компаний нет, и даже нет таких настроений. Я уверен, что они не уйдут с российского рынка. По сути, это означает рубить сук, на котором сидишь. Самые доходные и самые прибыльные подразделения компаний, о которых вы говорили, находятся именно в Подмосковье.
- Как подмосковные производители могут участвовать в программе импортозамещения? Например, по тому же молоку сейчас мы себя обеспечиваем только на 30 проц.…
- Импортозамещение - это классика развития экономики регионов и стран. Мы провели Первый международный агропромышленный молочный форум. У нас есть инвесторы, которые вкладывают деньги, чтобы удвоить производство молока, и мы со своей стороны готовы выделять субсидии из бюджета, плюс создавать благоприятные условия для ведения бизнеса. Следующая встреча будет посвящена теплицам, или как их называют специалисты "закрытым грунтам". Российские инвесторы, используя голландские технологии, готовы получать по четыре урожая овощей в год, используя свои уникальные наработки. А еще по "закрытым грунтам" готовы работать представители Азербайджана и Таджикистана. В Луховицах уже заканчивается подготовка, и в декабре мы готовы запустить такое производство. Так что для нас импортозамещение это выгодно, и мы будем сопровождать эти проекты, что называется в "ручном режиме".
- Планируете вводить местные сборы на торговые предприятия региона? Какие объемы поступлений в бюджет прогнозируете?
- Местные сборы, закон о которых сегодня обсуждается в Госдуме, будут распространяться, по сути, только на Москву в 2015 году. По этому поводу было несколько совещаний у председателя правительства России, также велись обсуждения в других форматах. Согласно налоговому кодексу, местные сборы вводят муниципалитеты, и они поступают в их бюджет. Мы считаем, что они позволят компаниям, которые сейчас находятся в тени, просто выйти из нее, и сделают их работу удобной. Для добросовестных компаний это не дополнительная нагрузка, потому что местный сбор предполагает возможность уменьшения налога на прибыль или налога по упрощенке. Патент и единый налог на вмененный доход при этом не уплачиваются. Что касается экономического эффекта, то в Московской области он может составить 2-3 млрд рублей. Это большие деньги для муниципалов.
- Подмосковные власти активно противодействуют распространению курительных смесей ("спайсов" - прим. ТАСС). Глава общественной палаты Московской области Шота Горгадзе недавно заявил, что все курительные смеси необходимо сертифицировать, таким образом, все "спайсы" априори, попадут в разряд запрещенных. Какие меры, на Ваш взгляд, необходимо принять на законодательном уровне?
- Теперь уже всем хорошо известно, что "спайсы" - это зло. Они приносят горе во многие семьи. "Спайсы" употребляют молодые люди, чаще всего в возрасте от 16 до 20 лет. Недавно президент России внес законопроект, по которому за распространение "спайсов" можно угодить в тюрьму на восемь лет. Я уверен, что депутаты его примут, и он позволит жесточайшим образом наказывать всех, кто превратил это мерзопакостное занятие в бизнес. Что касается жесткой сертификации, о которой говорит Шота Горгадзе, то это очень важный момент. Но в случае запрета "спайсов" ни о какой сертификации речи быть не может. Шота говорил правильные вещи - это эффективные меры, но ведь сертификат можно подделать! Инициатива Горгадзе появилась, как я понимаю, еще до внесения в Госдуму резидентского законопроекта. Я уверен, что депутаты его примут, и он позволит жесточайшим образом наказывать всех, кто превратил это мерзопакостное занятие в бизнес.
- Не менее остро стоит проблема "энергетиков"...
- Насколько я знаю, многие европейские страны тотально борются с этими напитками, и там запрещена продажа даже простых "энергетиков", и уж точно запрещена продажа таких напитков с алкоголем. Алкогольные "энгергетики" разрушают личности молодых людей, ведь эту дрянь пьют преимущественно они. Конечно, этот вопрос должен быть решен не на региональном, а на федеральном уровне. У нас есть депутаты Госдумы от Московской области и я буду рекомендовать им поддержать полный запрет алкогольных "энергетиков". Когда водка мешается с энергетиком, то получается адская смесь, и я всячески поддерживаю такой запрет и являюсь его апологетом.
- Проблема долгов за газ периодически обостряется. Нет опасений, что они вновь могут вырасти? В СМИ регулярно появляются сообщения о новых фактах мошенничества управляющих компаний …
- Эта тема уже много раз обсуждалась в СМИ. Мы благодарны "Газпрому" за понимание, потому что нам неприятно быть в должниках. Газовики заняли жесткую позицию, но в итоге мы пришли к конструктивному соглашению, которое позволяет решать эту проблему. Алексей Миллер (глава "Газпрома" - прим. ТАСС) и Кирилл Селезнев (глава ООО "Газпром межрегионгаз" - прим. ТАСС) вникли в наши сложности и это нам очень здорово помогло. На сегодняшний день мы погасили почти половину из почти 8-миллиардного долга. Но все еще есть долги и так называемая мораторная задолженность, по которой есть решение судов. Но самое главное, мы очень жестко пресекаем новые формы мошенничества с долгами за газ и электричество, и здесь нам помогает закон о лицензировании управляющих компаний, который вступил в силу 1 сентября. Раньше компании могли бессовестно воровать деньги потребителей и не отдавать их поставщикам энергоресурсов, и, по сути, не несли никакой ответственности. Сегодня эти возможности практически исключены, и я уверен, что мы будем добросовестным, долгосрочным партнером "Газпрома". Мы в этом заинтересованы, и делаем на это ставку.
- На каком этапе сейчас находится реализация соглашения о строительстве нефтеперерабатывающего завода в Подмосковье? Протокол о намерениях по его строительству был подписан несколько лет назад, и тогда говорилось, что инвестиции могут составить 7 млрд. долларов. Но до сих пор место строительства не определено.
- Это большой проект. Но на рынке слияний и поглощений кипит жизнь, и компании меняют свою тактику и стратегию. Так случилось, что "Роснефть" поглотила ТНК-ВР, и соответственно, сегодня в случае достаточной загрузки предприятий, наверное, этот проект будет отодвинут на более поздний срок. Ясно другое: если он будет реализован на территории Подмосковья, то это будет самый современный, экологичный нефтеперерабатывающий завод. Такие предприятия радуют глаз в развитых странах, и уже есть примеры, когда такие заводы строятся у нас. Сегодня в этом проекте нет динамики, но если совет директоров "Роснефти" примет такое решение, то мы будем надежным партнером. И "Роснефть", и мы не допустим каких-то отклонений по экологии.
- Еще один крупный проект – строительство "наземного метро". На какой стадии он находится?
- Строительство "наземного метро" идет тяжело, но все же идет. Мы приступаем в 2015 году к разработке концепции, которая должна определить первые маршруты будущих линий. Есть понимание, что стоимость одного километра пути находится на уровне 1 млрд рублей. Есть компании, консорциумы, которые готовы взяться за разработку концепции, так что мы пока в начале большого пути. На нем, конечно, встречаются сложности, но мы их не боимся и уверены, что легкорельсовое метро и трамвай приживутся в России. Мы хотим уже в 2015 году начать строить первый экспериментальный участок.
- Летом было подписано соглашение об открытии в Жуковском крупного аэропорта. Как идет реализация проекта?
- Аэропорт уже существует, но сегодня он по большей части простаивает. Вместе с "Ростехом" мы хотим вдохнуть в него жизнь, для этого нужно построить терминал и сделать удобную логистику для людей. Тогда можно будет принимать и грузы, и пассажиров. Сейчас мы работаем над модернизацией железнодорожной платформы "Отдых", а также строим удобную пересадку в Котельниках, где, как вы знаете, скоро откроется метро. Все это позволяет говорить о привлекательности этого проекта и удобстве его для пассажиров. Кроме того, это еще и новые рабочие места. Поэтому подмосковные власти будут максимально содействовать в реализации проекта, в том числе и средствами регионального бюджета.
- Как идет строительство ЦКАД? Есть проблемы с выкупом участков?
- ЦКАД – это федеральный проект, но мы в нем, конечно, участвуем. Все пока идет, слава Богу, штатно, и в 2018 году дорога заработает. В этом году среди подрядчиков будут разыграны последние участки будущей трассы. Эта дорога для нас очень важна, потому что на ней сходится море интересов: для экономики она станет "кровеносной системой", позволяющей пропускать транзитные грузы, а для большого количества людей, которые посещают область и отдыхают в регионе, трасса станет фактором, который изменит жизнь к лучшему.
- Вопрос о кадрах. Космонавт Максим Сураев успешно вернулся из космоса, а еще до полета говорили, что он может занять должность в правительстве региона. Что предложите?
- Мы разговаривали с ним после приземления. Сейчас Максим проходит необходимую реабилитацию. Мы всегда ему рады, ждем в Московской области, но решение о своем будущем он должен принять сам. Я знаю, что его также ждут в отряде космонавтов, ведь Максим пользуется большим авторитетом среди своих коллег. Он опытный пилот, поэтому все сейчас зависит от его решения. В любом случае, я очень дорожу тем, что он находится в нашей команде. Мы будем рады видеть его как на рабочем месте в Звездном городке, так и в наших рядах. Он человек неравнодушный и очень хорошо знает проблемы Московской области. Он из тех, кому везде найдется место.
Беседовал Сергей Ганьжин (ИТАР-ТАСС, Москва)