Наталья Виртуозова: мы должны вновь влюбить жителей в Подмосковье
Вице-губернатор Московской области - о современных СМИ, выборах 2016 года, испытании соцсетями и слабости к полотнам Гончаровой
До выборов 2016 остается еще почти год, но подготовка к главному политическому событию грядущего сентября в самом разгаре. "Мы стараемся обеспечить максимальную открытость и легитимность выборной процедуры", - рассказала в интервью ТАСС вице-губернатор Московской области Наталья Виртуозова.
- Прошло чуть более ста дней с того момента, как вы заняли пост вице-губернатора Московской области. С этим назначением для вас лично что-то изменилось? Можно ли подвести первые итоги работы в новой должности?
- Времени стало еще меньше. Но ведь мы сами делаем выбор. А работается интересно. Сначала я переживала, что не смогу уделять своей любимой информационной сфере столько же внимания. Все-таки я выросла в ней: закончила журфак МГИМО, потом работала со СМИ. Сейчас же, курируя и информационный, и политический блоки в правительстве Московской области, понимаю, что это почти одна и та же история.
На сегодняшний день мы входим в новый период - предвыборный. Я познакомилась с политическим блоком, который занимается проведением выборов, больше времени уделяю районам Подмосковья. На мой взгляд, о каких-то результатах говорить пока рано. Да и не я должна говорить, а жители, главы районов.
Родилась 30 января 1978 г. в г. Ахалкалаки Грузинской ССР.
В 2003 г. окончила Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД РФ.
В 2002-2003 гг. работала редактором ЗАО "РБК-ТВ". С 2005 г. по 2012 г. являлась руководителем управления пресс-службы и информации политического департамента Всероссийской политической партии "Единая Россия".
С 2012 г. по сентябрь 2013 г. занимала должность советника губернатора Московской области (в ранге министра).
В сентябре 2013 г. назначена заместителем председателя правительства Московской области, в июле 2015 г. стала вице-губернатором Подмосковья.
- Наталья Сергеевна, поясните, как соотносятся выборы 2016 года и работа правительства Московской области?
- Несмотря на то что речь идет о двух разных ветвях власти - законодательной и исполнительной, мы единый механизм и работаем на решение одних и тех же задач. Надеемся, что депутаты, которые придут в Государственную думу в 2016 году, в решении этих задач нам будут помогать. А пока мы знакомимся с кандидатами и стараемся их поддержать. Каким образом? В первую очередь обеспечив максимальную открытость и легитимность выборной процедуры.
Часто фракции жалуются, что о них мало говорят в региональных СМИ. В первую неделю после назначения я встречалась с представителями всех фракций Московской области. Приглашала на встречу с ними и наш информационный блок, чтобы выстроить такой механизм работы, который обеспечил бы всем равные права и открытый доступ к нашим ресурсам.
- Таким мощным ресурсом является холдинг "Медиа Подмосковья", финансируемый из бюджета Московской области. Как вы оцениваете его работу?
- С момента создания холдинга его задача принципиально не изменилась. Ее суть - в создании единого информационного пространства области, причем полезного для жителей Подмосковья. Слово "полезный" было и остается ключевым. И я искренне считаю, что первые шаги по созданию единого информпространства области мы сделали.
Что это значит? Все наши СМИ модернизируются. Мы начали с региональных СМИ (телеканала"360º Подмосковье", газеты "Подмосковье сегодня", радио "Наше Подмосковье", их сайтов и др.) и сейчас занимаемся районными.
Так, у нас издается 61 районная газета. Почти у всех богатая история, но многие по формату так и остались в прошлом веке. И здесь им нужно помочь, ведь жизнь в регионе кипит. Мы пытаемся их осовременить.
Телеканал "360º Подмосковье" тоже идет в районы, поскольку сейчас, будучи общерегиональным, он просто не в состоянии рассказывать, условно, про каждую лавочку. А жителям важно смотреть и узнавать про свою лавочку, свой подъезд. Поэтому появилась идея создать маленькие филиалы - студии, корпункты - на базе муниципальных телеканалов. Например, "360º Подольск", "360º Балашиха" и т. д. Правда, почти в каждом районе есть свой телеканал.
Муниципалитеты не всегда готовы их модернизировать: они к ним привыкли, и на это все-таки нужны деньги. Но у нас уже есть первый пример такого филиала - это телеканал "360º Химки". Работа идет в современной студии, созданной преимущественно на спонсорские деньги. В этом нам помог руководитель администрации городского округа Владимир Слепцов. И сегодня жители смотрят не допотопный канал, а современный, цифровой. Иными словами, это тот же "360º Подмосковье", только ориентированный на аудиторию городского округа Химки.
- Эти мини-360º призваны заменить существующие местные телеканалы или все-таки дополнить?
- Дополнить. Когда наша команда во главе с Андреем Юрьевичем (Воробьевым, губернатором Московской области. - ТАСС) только пришла, нам было очень сложно получать информацию с мест. Говоря "нам", я также имею в виду и региональные СМИ. Мы просим, а они говорят: "У нас ничего не происходит". Это был такой болезненный момент.
Приходилось в ручном режиме получать информацию. В результате мы создали агентство РИАМО, которое в каждом районе организовало свой корпункт. У агентства есть своя новостная лента.
Мы провели обучающие семинары для того, чтобы каждый район мог отправлять на эту ленту свои новости. Мы не принимали все материалы, так как хотели, чтобы они были качественными. В результате сегодня на ленте ежедневно выпускается более 300 уникальных новостей со всех районов Московской области. И уже районы соревнуются за возможность опубликовать свои новости.
Так, благодаря этой большой работе мы узнали, что в Талдоме в октябре во время перелета на зимовку останавливаются журавли. Именно в Талдоме они облюбовали место и проводят там несколько недель. И это необыкновенно красиво.
Стоило только наладить этот механизм, и он заработал. Мало кто знал о Зарайске, о Талдоме, о наших подмосковных усадьбах. А ведь Пушкин, Лермонтов, Чехов не раз бывали тут, проводили детство в усадьбах своих бабушек и дедушек. И пока наши отраслевые блоки пытаются возродить эти усадьбы, мы о них рассказываем. Есть, конечно, усадьбы в отличном состоянии, чудесные музеи.
- Знаю, вы неравнодушны к историко-художественному музею в Серпухове.
- Серпухов - это моя слабость. Очень люблю выставленные там работы Натальи Гончаровой.
Грустно, что многие и не подозревают, что в Серпуховском историко-художественном музее находится одна из лучших провинциальных живописных коллекций, думаю, в России. Там и прекрасный Маковский, и совершенно бесподобный Васнецов. И об этом надо рассказывать. Именно для этого нужна машина медиахолдинга.
Конечно, мы освещаем деятельность правительства области, наши инициативы. Но мы должны влюбить людей в то место, в котором они живут, поэтому и находим информацию о талдомских журавлях, о серпуховском музее, стараемся разбудить в людях желание ездить в соседние города. Мы хотим, чтобы жители гордились своей областью. И это тоже единая информационная политика.
- И все же востребованность СМИ определяется сегодня в первую очередь цифрами цитируемости, размера аудитории. Что можно сказать о холдинге "Медиа Подмосковья"с этой точки зрения?
- Когда вы мне задали вопрос о результатах нашей работы, нужно было сказать о цитируемости и аудитории. Мы не живем в каком-то отрыве от рынка, несмотря на то что холдинг дотируется из бюджета. Согласно данным рейтинга "Медиалогии", по Московскому региону за третий квартал телеканал "360º Подмосковье" поднялся на третье место по цитируемости. Первое место занимает сайт М24.ru, второе - АГН "Москва", четвертое - РИАМО, девятое - сайт газеты "Подмосковье сегодня".
Конечно, мы соревнуемся с московскими СМИ, этого никто не оспаривает. Многому у них учимся. Думаю, они за нами тоже внимательно наблюдают. Наши телеканал, газета или радио не могут позволить себе "жареные" факты или сплошной криминал. Мы несем ответственность перед жителями, наша обязанность - информировать и разъяснять, поэтому показываем много труб, подъездов, дорог. Однако это не способствует росту рейтинга.
И вот это третье место телеканала для нас - триумф. Также в прошлом году телеканал "360º Подмосковье" получил две премии ТЭФИ. На днях его ведущая Марина Лаптева получила национальную премию в области спутникового, кабельного и интернет-телевидения "Золотой луч".
Сейчас понимаем, что самые серьезные показатели роста у сайтов. Так, у РИАМО сегодня более 400 тыс. уникальных посетителей в месяц, у сайта телеканала "360º Подмосковье" - 1 млн. Поэтому мы сейчас уделяем этому направлению особое внимание. Всех секретов раскрывать не буду. Пока скажу, что мы переделываем сайт газеты "Подмосковье сегодня", в начале следующего года перезапустит свой сайт РИАМО. В разработке и новый сайт телеканала "360º Подмосковье".
- Сегодня от СМИ, в том числе и дотируемых из госбюджета, требуется зарабатывать. Холдингу это удается?
- Холдинг действительно обязан зарабатывать. Но его инструментарий ограничен. Ну не привлекают молодежь наши новости про ЖКХ, про открытое правительство. Мы пытаемся найти интересные форматы, делаем больше графики. И результаты есть. В этом году рынок рекламы просел, а наша прибыль, хотя итоги года подводить рановато, выросла по сравнению с 2014 годом на 30%.
Так, наше агентство "Межрегиональные Медиа" к концу 2015 года соберет 180 млн руб. Это немного, но мы надеемся, что будем становиться все привлекательнее для рекламодателей. Например, у РИАМО есть свои экраны в МФЦ. И если рекламодатель сотрудничает с агентством, то все посетители центров госуслуг видят его информацию.
И это всего лишь один из форматов, которые мы предлагаем. Вся наша команда много работает. Но мы знаем, что надо работать еще лучше, еще больше. Для нас сегодня цитируемость, аудитория и снижение объемов дотаций из бюджета - три приоритетные задачи. Но нам еще многому нужно учиться.
- Ваши принципы взаимодействия со СМИ?
- Максимальная открытость. Это в целом универсальный принцип.
Правительство ведь принимает не только популярные, но и сложные решения. Все знают об отмене льгот на проезд в московском транспорте для жителей Подмосковья. В поисках средств на решение социальных проблем мы отменили льготы, и на нас обрушилась критика. Но наша с губернатором стратегия едина - не замалчивать проблему.
На встречах в районах жители задавали губернатору жесткие вопросы - губернатор объяснял снова и снова, почему мы приняли такое решение. Мы считаем, что должны быть настолько открытыми, так подробно все рассказать и разъяснить оппоненту, чтобы он стал нашим союзником. И тогда это победа.
- Современный чиновник не мыслим без соцсетей. У губернатора есть страницы в Twitter, Instagram, в "ВКонтакте". Я с удовольствием слежу за вами в Instagram. Какие возможности открываются вместе с появлением аккаунта?
- Прийти в Instagram меня убедили друзья, хотя мне казалось, что это чистой воды самолюбование. И ведь если я какое-то время выкладываю книжки и красивые картинки, а не свои фотографии, число подписчиков падает.
- То есть интересна Наталья Виртуозова?
- Да, и постепенно к этому привыкаешь. Более того, соцсети, и Instagram в частности, открывают дополнительные возможности для коммуникации.
Есть огромное количество людей, с которыми я просто не успеваю общаться. А благодаря Instagram мы друг друга видим, знаем, как растут наши дети, кто куда поехал отдыхать и т. д. Как ни парадоксально, мы стали ближе друг к другу.
Безусловно, живое общение важно. Но мы живем в таком времени и в таком темпе, когда наши контакты во многом поддерживаются за счет виртуального общения.
- Жители задают вопросы в Instagram?
- Задают. И критикуют. Но я своих критиков всех люблю. Тем более что на самом деле все по-доброму. Правда, когда губернатор завел аккаунты в соцсетях, мы в какой-то момент даже испугались: такой вал запросов и жалоб пошел.
Сначала губернатор открыл страничку в Instagram, затем в "ВКонтакте". Скажу сразу, что ведет он их сам - к нам специально приезжали провести верификацию аккаунтов. Сегодня работа в соцсетях - одно из приоритетных направлений нашей деятельности. Важно, чтобы ни один вопрос от жителя не остался без внимания.
Мы попросили коллег-отраслевиков и глав муниципальных образований о помощи, и если они видят, что вопрос относится к их компетенции, то сразу отвечают. В результате почти все просьбы в Instagram не остаются без внимания. В "ВКонтакте" же количество вопросов такое, что мы объединили наши министерства в блоки, и эти блоки дают комплексные ответы.
- Какую роль играет личная почта губернатора AndreyVorobiev@mosreg.ru?
- Губернатор открыл страницы в соцсетях, каждый последний четверг месяца он в прямом эфире общается с жителями, но почта занимает особое место в общении с гражданами.
Ежедневно губернатору приходит порядка 250 писем. Люди пишут, потому что это работает. И он дает поручения по каждому письму лично.
- Образ губернатора в соцсетях отличается от реального Андрея Воробьева?
- Губернатор такой, какой есть. Понимаете, для губернатора и для нас соцсети - это непростая история. Андрей Юрьевич очень любит людей и глубоко переживает их проблемы. И поэтому соцсети - тяжелое испытание. Но мы ответственно решились на этот шаг и чувствуем, что люди благодарны.
- А вы какая?
- Когда мы начали с Андреем Юрьевичем работать (а я работаю с ним практически всю свою профессиональную жизнь), то договорились всегда быть честными. И я, мне кажется, такая же. Может, чаще расстраиваюсь, сильнее переживаю, чем показываю в Instagram, но такая же.
- В Instagram пользователи часто пишут вам "спасибо"?
- И я всегда благодарю людей за то, что они не жалеют добрых слов. У нас непростая работа, и добрые слова очень поддерживают.
Беседовала Евгения Климова