Сергей Катырин: мы можем свести малых и средних предпринимателей с зарубежными коллегами
Корреспонденты ТАСС побеседовали с президентом Торгово-промышленной палаты России Сергеем Катыриным о перспективах малого и среднего бизнеса
Торгово-промышленная палата России многие годы занимается защитой интересов бизнеса, не обходя вниманием сектор малого и среднего бизнеса. Корреспонденты ТАСС побеседовали с президентом ТПП Сергеем Катыриным о перспективах этой сферы, о том, как зарубежные инвестиции в инфраструктуру и крупные производства помогают малому и среднему бизнесу, о том, как этот сектор выглядит в контексте развития территорий опережающего развития, в формате развития Дальнего Востока, где только что закончился ежегодный экономический форум.
- Только что закончился Восточный экономический форум. Одной из ключевых повесток стала тема малого и среднего бизнеса, который крайне необходимо развивать сейчас в этих отдаленных от центра регионах: здесь нужно повышать занятость населения и количество услуг и товаров со стороны малого бизнеса. С чем вы вернулись с форума? С какими выводами и ощущениями?
- Действительно, на форуме мы обсуждали широкий спектр вопросов по развитию малого и среднего бизнеса в России. В частности, на наших сессиях мы делали упор не только на сырьевой базе, которой, безусловно, богат Дальний Восток (ДВ), но и на тех возможностях, которые открываются прежде всего для малого и среднего бизнеса при освоении этих ресурсов, особенно биоресурсов (рыба, морепродукты). В рамках ВЭФ мы подписали соглашение по поддержке развития малого и среднего бизнеса в Приморье. Соответствующая договоренность была заключена между торгово-промышленными палатами России, Приморья и краевой администрацией. Согласно условиям соглашения, мы объединим усилия в поддержке предпринимателей из сферы малого и среднего бизнеса, социально-экономического развития региона, а также в создании благоприятных условий для инвесторов.
Нам также удалось найти потенциальных инвесторов, которые готовы участвовать в развитии ресурсного потенциала края - это Южная Корея, Китай, Япония и страны АСЕАН (Ассоциация государств Юго-Восточной Азии). А это возможность создания инфраструктуры, которой уже сможет воспользоваться малый и средний бизнес, а также крупных производств, которые будут сотрудничать с МСБ.
- Какие же возможности инвестирования есть у стран АСЕАН?
- Возможности у них совершенно безграничные, практически по всему спектру: начиная с фармацевтики и здравоохранения и заканчивая переработкой любых полезных ископаемых, которые добываются здесь, на ДВ. Вообще эта земля содержит почти всю таблицу Менделеева. Также инвесторов может заинтересовать вложение денег в оборудование и производство уже готового промышленного комплекса.
- Какие в целом у России и в частности у Дальнего Востока есть сложности в привлечении зарубежного инвестирования?
- Сейчас у нас очень остро стоит вопрос развития инфраструктуры. Важно, чтобы были привлечены инвесторы именно на развитие отраслей, которые отвечают за коммуникации транспорта, связи и инженерной инфраструктуры. Должна быть соответствующая инфраструктура как для доставки сырья, так и для вывоза готовой продукции.
С этой точки зрения у нас на сегодняшний день большие проблемы. Как вы знаете, есть проблемы с транспортной доступностью к дальневосточным портам, железным дорогам, портовым хозяйствам и, конечно же, контейнерным перевозкам.
Все, на что привыкли ориентироваться наши зарубежные партнеры, а именно широкая транспортная доступность, пока оставляет желать лучшего.
При этом у России большой потенциал использовании транзитных возможностей, можно даже сказать огромный, но используется слабо.
К примеру, на транссибирской железной дороге определенно стоит нарастить темпы доставки контейнеров из Дальнего Востока в Европу. Но мы опять упираемся в инфраструктуру и возможности. Да, есть железная дорога, но возможности ее сильно ограничены. Эту ситуацию нужно кардинально менять. И опять же возвращаемся к проблемам малого и среднего бизнеса: возможности этого сектора упираются в проблемы транспортировки, особенно это чувствительно для средних компаний сектора рыбодобычи и переработчиков рыбы.
- Как вы считаете, такой механизм, как ТОРы, развитие моногородов, те инструменты, которые развивают сейчас российские власти, насколько они эффективны для становления МСБ? Могут ли они что-то кардинально изменить в тех проблемах, которые вы сейчас назвали?
- Полагаю, что могут. Недавний опыт достаточно показателен. Хотя, наверное, еще сложно называть эту попытку опытом, но, тем не менее, подвижки начались.
Все было организовано за достаточно короткий промежуток времени - начиная с конца 2014 года, когда был принят закон о территориях опережающего развития, по привлечению инвестиций, по созданию производств на этих ТОРах.
Сам потенциал ТОРов уже востребован, активное движение есть. Чтобы оно стало еще более активным и массовым, как, например, с российскими инвесторами, хотя я бы не делил российских и зарубежных инвесторов, нам нужно с ними общаться и разговаривать. Должно быть больше официальных мероприятий, где мы можем получить обратный отклик, что срабатывает, а что нет. Также на законодательном уровне должна вестись серьезная работа и упрощение возможностей для расширения зарубежного инвестирования с точки зрения возможностей этих ТОРов.
Сейчас нам нужно быстро "докрутить болты", чтобы система привлечения инвестиций работала эффективно, если мы хотим еще больше внимания и притока зарубежного капитала.
В данном случае я возлагаю надежду на плодотворные диалоги с Южной Кореей и со странами АСЕАН. Хотим узнать непредвзятое мнение наших партнеров об инвестировании в российский бизнес. Что, на их взгляд, супер, а что нужно менять.
- Каким образом можно привлечь внимание наших зарубежных коллег?
- Я думаю, что нужно везде в России, на внешних рынках и за рубежом, пропагандировать возможности ТОРов. Дальневосточный форум на самом деле не такая большая бизнес-площадка, и относительно небольшая часть иностранных инвесторов узнает что-то полезное для себя.
Нам жизненно необходимо работать с потенциальными инвесторами на их территории.
Можно подключить систему палат и деловые советы. У нас с 74 странами созданы деловые советы. Это очень серьезный инструмент, через который можно привлекать иностранных партнеров. Это в интересах всех - и Дальнего Востока, и возможности привлечения внимания к ТОРам.
- Как миссия ТПП способствует развитию экспорта, в том числе поставок за рубеж малого и среднего бизнеса?
- В работе с нашими коллегами из территориальных палат мы делаем упор на поиск потенциальных экспортеров. Это те компании, которые ими могут быть, но пока ими не являются. Мы помогаем данным компаниям использовать и открывать возможности, о которых предприниматели не знают, в том числе российского экспортного центра, финансовые и страховые инструменты.
Как раз на ВЭФ был сделан очень важный стимулирующий шаг нашими коллегами: теперь при поддержке Корпорации МСП экспортерам в сегменте малого и среднего бизнеса будут доступны кредиты по ставке менее 10% годовых. Было заключено трехстороннеее соглашение о сотрудничестве с Российским экспортным центром (РЭЦ) и банком ВТБ.
Данная ставка предоставляется экспортерам, соответствующим условиям программы стимулирования кредитования субъектов МСП ("Программа 6,5").
Мы говорим бизнесменам: “Вы можете выходить на другие рынки. Ваши предприятия потенциально могли бы быть экспортерами”. Но у одних есть страх потерять имеющийся кусок и выйти на незнакомый рынок, а другим просто лень - их все устраивает, есть прибыль, компания стабильно растет на рынке, и зачем "дергать ножками в воздухе".
Наша помощь предназначена компаниям, которые нуждаются в ней, но не знают, как подступиться, куда пойти, на каких рынках их продукция может быть востребована. Эта помощь адресована всем, включая малый и средний бизнес.
Наша основная задача - помочь информационно и рассказать о возможностях. Мы можем свести предпринимателей с зарубежными коллегами, давать информацию по рынку, маркетинговому спросу продукции, анализу цен и рекомендовать возможные ниши для продвижения.
- Видите ли вы проблему, когда на федеральном уровне инвесторам и предпринимателям, в том числе из среднего бизнеса, помогают, а вот на региональном уровне ставят "палки в колеса"? Как можете оценить работу региональных коллег?
- Проблема есть, это правда. Известный всем губернатор Калужской области решал вопрос нестандартным образом - он давал свой личный номер мобильного телефона каждому крупному инвестору. Это были "крайние меры", но почему бы и нет.
Ведь губернатор не просто дал телефон, а объявил всем своим муниципальным коллегам, что теперь его номер телефона есть у каждого пришедшего инвестора. И если кто-то из сотрудников начнет ставить "палки в колеса", то ему будет известно об этом сразу же.
- Вы считаете, так всем стоит поступать?
- Нет, конечно - это не метод для массовой работы с инвесторами, но подчеркивает необходимость совершенно четкого контроля сверху и донизу. Губернатор должен знать, каким образом выполняются все регламенты с точки зрения взаимодействия с инвесторами.
Если прописано за 45 суток оформить документы на землю, они должны быть оформлены четко в обозначенный срок.
Причем если задержки в оформлении и случаются, то нужно знать, почему они случились. И так по каждой позиции: оформление документов, экологическая экспертиза, другие виды экспертизы, оформление сертифицированной продукции и прочие вещи.
Необходимо на региональном уровне ввести систему контроля за всеми госслужащими, которые работают с инвесторами. В нашей российской глубинке, как обычно, чем дальше спускаешься, тем больше начальников. А у них должна быть прямая заинтересованность - и не во взятках.
- Что бы вы предложили?
- Первое: ввести каждому сотруднику региональной и муниципальной администрации персональное понимание, что работа с инвесторами зависит не от настроения, а от прямой обязанности этому инвестору помочь и причем максимально оперативно.
Второе: должна быть введена система оценки KPI для губернатора, его заместителей и всех, кто работает на благо инвесторов. Все до последнего "винтика", вплоть до того, кто оформляет эти бумаги, должны знать, что их премия и бонусы напрямую зависят от того, сколько инвесторов они привлекли, какие средства в итоге приземлились в регионе, как быстро все это оформилось.
Прозрачность в борьбе с коррупцией или подобными вещами - это первейшее средство. Чтобы все процедуры были прозрачными, всем должно быть понятно, как и что делать. А все, что делается за кадром и в закрытом режиме, мотивирует к появлению возможностей различных злоупотреблений.