11 МАЯ, 15:30

Владелица салона цветов: предприниматели как цветы - живут по принципу "здесь и сейчас"

Ирина Соболева рассказала ТАСС о том, как навыки работы с госзаказами на поставку цветов помогли выстроить эффективный бизнес и почему в секторе МСБ важен тайм-менеджмент

Жизнь и работа Ирины Соболевой всегда были связаны со сферой недвижимости. Строительство и реконструкция спортивных объектов, бизнес-центров, возведение целых микрорайонов жилья - такой масштаб деятельности был вполне по плечу хрупкой на вид женщине.

"Моим любимым направлением в сфере строительства был технический надзор. Строительство - весьма прибыльный бизнес, но только когда им занимаются добросовестные профессионалы. Когда сдавался очередной объект, я принимала работу у подрядчика на соответствие строительным нормам. Кроме того, детально высчитывала себестоимость каждого квадратного метра – вплоть до плитки", - вспоминает Соболева.

Поначалу некоторые партнеры "покупались" на миловидную внешность специалиста по тех. надзору и при сдаче объекта пытались "схитрить", к примеру, сэкономив на плитке, но завысив ее стоимость в разы. Однако, по словам Соболевой, вскоре такие фокусы быстро прошли.

"Я всегда могла узнать и высчитать итоговую стоимость строительных материалов, а также проверить качество строительных работ на соответствие нормам. У многих строителей сначала был легкий шок: стройка, сметы и девушка на каблуках в их понимании несовместимые вещи. Но пара показательных моментов с высчитыванием реальной стоимости их работ и все сразу вставало на свои места", - отмечает она.

Цветочные поля лучше недвижимости

"В какой-то момент я очень сильно устала от данного вида бизнеса, от постоянного контроля работы офиса, большого количества отчетности и так далее. Решила уйти в найм и остаться в частных проектах в качестве консультанта. А потом как в сказке – в моей жизни появились цветы ", - улыбается Соболева.

В апреле 2016 года Ирина Соболева зарегистрировала юридическое лицо, дистанционно нашла помещение, сделала ремонт и подобрала сотрудников, так появился салон цветов под названием "King of Flowers". По словам предпринимателя, цветочный бизнес достаточно быстро окупается и имеет высокую оборачиваемость денег.

"Весь бизнес я запустила дистанционно, отдыхая с маленьким ребенком в Геленджике. Флористов подбирала онлайн, мебель и оборудование через интернет. На запуск проекта ушло две недели и 1,5 млн рублей", - отмечает она.

По словам Соболевой, с цветами ей намного удобнее работать, чем с большим строительным бизнесом, деньги, затраченные на сырье и реализацию продукции, возвращаются намного быстрее.

"В среднем за неделю уходит весь объем заказанных цветов, даже если считать по госконтрактам – деньги возвращаются максимум через месяц. В строительной сфере ты закрываешь акты раз в шесть или 12 месяцев и только потом получаешь оплату, конечно, это более длительное ожидание прибыли", -  поясняет предприниматель.

По словам Соболевой, основная ее ошибка после открытия салона по продаже цветов заключалась в том, что проект запустился в неудачный момент времени – после 8 марта.

"К сожалению, я выбрала неудачный момент открытия – после 8 марта, получается запустила бизнес в самый не сезон. Но меня спасло то, что я вовремя переориентировалась на участие в государственных закупках", - подчеркивает Соболева.

Госзакупки цветов

"Сначала я подумала, что после открытия салона ко мне сразу же побегут за цветами. Реальность оказалась более суровой, никто за букетами не бежал, заказы были, но их было недостаточно. Тогда я зашла на сайт госзакупок и начала смотреть, какие проводятся тендеры по моей тематике. Каково же было мое удивление узнать, что есть государственные торги на приобретение цветов на сумму от 30 тыс. до 17 млн рублей. И стоит отметить, что заказчики в рамках данных закупок достаточно лояльны к малому бизнесу", - отметила Соболева.

По словам предпринимательницы, новое открытие побудило ее зарегистрироваться на всех основных электронных торговых площадках и принимать участие в максимально возможном количестве тендеров, которые может выполнить ее компания.

"Во мне проснулся предпринимательский азарт "смогу – не смогу". Я стала принимать участие в различных тендерах, там, где уже расписан годовой объем необходимых поставок и там, где заказчики могут позвонить за два дня и сказать, что нужно подготовить 200 букетов. К слову, мы можем себе позволить выполнять спонтанные заказы. Рядом находится круглосуточный склад, где в арендованных холодильниках хранятся наши цветы, привезенные с зарубежных плантаций, и есть доступ к оптовому складу", - рассказывает бизнес-леди.

По ее словам, после участия в госзакупках у нее появились постоянные клиенты среди госкомпаний, которые заказывают букеты на торжества, праздники, дни рождения сотрудников, а также на особенные случаи.

"Сейчас достаточно активно развивается ритуальная флористика, многие руководители госпредприятий заказывают цветы на памятные даты, к примеру, на День победы 9 мая, чтобы почтить память погибших. Мы выполняем и такие заказы", - подчеркнула она.

Покупка роз – это искусство

По мнению Ирины Соболевой, покупка цветов – это "отточенное" искусство. Главное в этом деле – выбрать "свою" плантацию.

"Самый простой способ купить цветы – это выбрать подходящую себе плантацию. Они различаются: чем выше находится плантация, тем больше бутон, соответственно, чем ниже находится плантация, тем меньше бутончик цветка. Мы работаем с тремя проверенными плантациями, каждые двое суток нам оттуда поставляют свежие цветы", - поясняет Соболева.

Сотрудники компании в ежедневном режиме заходят на аукционы плантаций и подбирают подходящие по случаю торжества цветы или товар под определенный тендер. После того, как они определились с выбором, происходит закупка товара через специального агента.

"К примеру, у нас планируется свадьба, нам нужно закупить 500 ранункулюсов (лютик), 1 тыс. гортензий, экзотические цветы и еще какую-то зелень. Мы связываемся с нашим русскоговорящим агентом и объясняем ей, что хотим приобрести. Далее она подбирает нам лот и делает ставку. Все торги проводятся в долларах и начинаются с максимальной цены, а далее идет понижение – во время снижения покупатели нажимают специальную кнопку на своем столе, кто первый нажал, тот и выиграл", - поясняет она.

Далее выбранные цветы поставляются транспортной компанией в Россию. После того, как компания произвела разгрузку товара начинается самый ответственный момент.

"Как только транспортная компания доставляет цветы, ей идет 100% оплата за доставку. У меня есть ровно сутки, чтобы проверить каждую доставленную коробку на сохранность и качество цветов. Может быть "побитая" головка цветка, в коробку может попасть вода или товар пришел несвежий. Если такое есть, то я фотографирую повреждения и высылаю фото транспортной компании. Далее либо идет возврат денег или в следующий раз компания отгружает большее количество цветов ", - делится опытом Соболева.

По ее словам, во многом качество цветов определяют сами собственники и сотрудники плантаций.

"Есть плантации, где количество "боя" превышает допустимую норму, когда при доставке приходит много цветов с отломленной головой. Идеально – это не более 7% "боя". Чем качественнее сотрудники плантаций укладывают розы при доставке, тем качественнее вы впоследствии сможете их продать. Везде, как говорится, есть человеческий фактор", - отмечает она.

Сотрудники с мышлением предпринимателя

Человеческий фактор также важен и в работе цветочного салона. Как говорит Ирина Соболева, сотрудников она выбирает по принципу "лучше, сильнее, быстрее".

"Мои сотрудники – это основа нашего бизнеса. Я стараюсь выбирать людей, которые лучше меня. Каждый мой сотрудник вовлечен в дело и может сам в рамках нашего маленького конвейера поменять бизнес-процесс, если считает, что он может работать более эффективно", - отмечает Соболева.

Предпринимательница считает, что идеальный бизнес – это когда сотрудники живут по принципу "здесь и сейчас" и имеют мотивацию применять в своей работе предпринимательские навыки.

"Моя команда – это коллектив, состоящий из людей с навыком предпринимателя. У них есть своя сфера ответственности, куда я не лезу. Я им полностью доверяю. Такой подход позволяет моему предприятию быть успешным, ведь каждый чувствует свою причастность и способность сделать мир через нашу компанию чуточку лучше и счастливее", - говорит она.

Поддержка малого бизнеса должна стать трендом

 По мнению Ирины Соболевой, сегодня государственная поддержка малого и среднего бизнеса является взаимовыгодным союзом для обоих сторон и, впоследствии, должна стать позитивным трендом для всего сектора российского МСБ.

"Когда я руководила большим бизнесом, то мыслила большими категориями и масштабами. Малый бизнес научил меня мыслить стратегически в плане использования небольших "удочек" от государства, которые позволяют получить господдержку, льготное финансирование или маркетинговое исследование с целью понять, кто твои конкуренты. В этом плане находкой для меня стала электронная система бизнес-навигатор МСП", - отмечает она.

По ее словам, "Бизнес-навигатор МСП" (прим. ТАСС – электронная система поддержки малого и среднего предпринимательства, созданная корпорацией МСП) позволил ей провести исследование своего вида бизнеса в выбранном районе Москвы и отказаться от убыточных идей, тем самым сэкономив деньги.

"С помощью навигатора я смогла рассчитать бизнес-план и выбрать подходящее место с хорошим потоком клиентов и минимальным уровнем конкуренции. Сейчас веду переговоры с собственником помещения, чтобы открыть второй салон цветов", - поясняет Соболева.

По ее словам, удивление от эффективного использования абсолютно бесплатных инструментов на портале вскоре сменилось желанием поближе познакомиться со всем перечнем услуг, имеющихся на портале бизнес-навигатора.

"Сейчас я активно использую портал для поиска госзакупок по своей тематике. Вместо мониторинга закупочных процедур на пяти основных тендерных площадках, я просто ищу тендеры в системе бизнес-навигатора по ключевым словам. Каждый запрос экономит мне 20 секунд личного времени", - подчеркивает бизнес-леди.

Между страхом и развитием

"Знаете, есть такая поговорка: "Глаза боятся, а руки делают". Я всегда стараюсь найти золотую середину между боязнью попробовать и сделать первый шаг в развитии нового направления. Моя семья как раз является таким мостиком между двумя этими чувствами – с одной стороны близкие всегда поддержат, а с другой семья мотивирует меня на развитие как бизнесе, так и в жизни. Начав заниматься цветами, я поняла, что каждый момент в жизни нужно использовать по-максимуму", - улыбается Соболева.

В дальнейших планах предпринимательницы стимулировать поступление заказов на цветы через интернет, увеличив их с 30 до 100 заказов в день, а также повысить уровень обслуживания клиентов.

"У нас бывают недочеты, но мы над ними работаем и всегда быстро реагируем на обратную связь от клиентов. Да, это не всегда легко, но мы учимся на собственных ошибках", - подчеркивает она.

Беседовала Юлия Ермилова

Читать на tass.ru