28 ФЕВ, 10:00

Гендиректор "Мосигры": в других странах бизнес строить не легче, там просто по-другому

Дмитрий Кибкало рассказал о бизнесе в России, собственном производстве и планах на будущее

Все началось с подарка. В 2008 году 27-летний Дмитрий – выпускник мехмата МГУ и на тот момент исполнительный директор в продюсерском центре - решил сделать своему отцу подарок на день рождения – настольную игру собственной разработки и производства.

Эту идею он вынашивал давно, вспоминая как еще в глубоком детстве отец играл с ним в одну игру. "В нее папа играл еще в университете, конечно, подручными средствами, потом познакомил меня с ней, и вот спустя много лет я решил воплотить эту идею в виде "коробочного продукта", - вспоминает Дмитрий.

"Коробочный продукт" – это такой термин, означающий в профессиональных кругах готовый игровой набор, сделанный с качественной полиграфией и деталями. "К примеру, "крестики-нолики": чтобы сделать "коробочный продукт" нужно придумать, что будет крестиком, что будет ноликом, понять, как будет выглядеть игровое поле и прочее, ради чего человек купит эту игру", - поясняет предприниматель.

Было решено делать все качественно и с использованием профессионального оборудования. И, как известно, чем больше партию заказываешь, тем дешевле будет стоить единица товара. Именно поэтому у Дмитрия появилась сразу сотня коробок с новой игрой вместо пяти необходимых. "Я подарил игры всем друзьям и знакомым, но все равно оставалось еще много", - продолжает Дмитрий. В каких-то подходящих магазинах игру на продажу не брали, и потому было решено открыть свой интернет-магазин, добавив к самой первой игре под названием "Шакал" еще 19 популярных на тот момент игр.

Суммарно на весь запуск сайта, закупку игр и другие издержки Дмитрий и его друг Дмитрий Борисов, позднее ставший также его партнером по бизнесу, потратили порядка 400-450 тыс. В ноябре 2008 года запустили сайт, а спустя месяц все товары были распроданы. Интернет-магазин не только покрыл все расходы, но и вышел в плюс.

С начала 2009 года "Мосигра" разрослась с одной точки самовывоза в небольшом помещении во дворе в районе метро "Белорусская" до 73 розничных магазинов в 39 городах России и СНГ. Появились партнеры за рубежом: в Италии, Испании, Франции, Германии, Польше. В 2016 году было открыто представительство "Мосигры" в США.

Сегодня в компании существует два пути разработки и появления новой игры – это сотрудничество с авторами и собственные идеи. "Работа ведется как с российскими, так и с зарубежными авторами. За границей большей частью сотрудничаем с издательствами, которые уже какого-то автора издали, подготовили материал для игры, а мы просто ее локализуем, переводим на русский язык и издаем", - продолжает Дмитрий.

Второй же путь более сложный и процесс от идеи до полки магазина может занять до двух лет. Дело в том, что перед продажей нужен серьезный анализ концепции, нужны "брейн-штормы", необходимо тестирование игры специальной группой людей. "Если брать в выручке, то примерно половина приходится на игры, которые мы производим сами, потому что мы точно знаем, что нужно конкретно нашему покупателю", - отмечает Дмитрий.

Конкурентным преимуществом и главным фактором успеха своей компании Дмитрий называет ставку на сервис - как в начале пути, так и сейчас. "Мы в отличие от наших конкурентов активно применяем бизнес-методики из разных сфер к настольным играм. Так, если у конкурентов бизнес работает на уровне точек самовывоза, то мы стараемся, чтобы продавцы общались с покупателем, были готовы с ним поиграть и подробно рассказать об игре. И это не только профессионализм персонала, это также удобное местоположение магазинов, качество мерчендайзинга и другое", - поясняет Дмитрий.

На сегодняшний день в тройку самых популярных игр "Мосигры" по числу проданных единиц (50-70 тыс. в год) входит "Имаджинариум", "Данетки" и "Шакал" – игра, с которой все началось.

Африка 19-го века

Шесть лет назад на территории бывшего энергетического завода в подмосковном Подольске открылось собственное производство "Мосигры". Оно занимает здесь целый этаж площадью в одну тысячу кв. метров. Несмотря на кажущийся на первый взгляд хаос, при ближайшем рассмотрении становится понятно, что здесь все строго упорядочено.

"Мы начали с того, что посчитали, сколько стоит сделать игру в типографии и оказалось, что самая дорогая операция – подбор карт. Мы решили это делать сами, в отдельном зале, где ребята сидели и раскладывали карты по колодам. Следующая по стоимости операция – сбор коробки. Тоже научились делать сами. Вот так и появился завод в Подольске", - вспоминает Дмитрий.

Сейчас завод - это склад сырья и полиграфической продукции, цех производства и сборочный цех, покрасочное отделение. В производственном цехе играет ритмичная иностранная поп-музыка и около десяти человек очень по-свойски управляются со станками. По итогу из цеха выходят готовые коробки, игральные поля и карты.

"Тут нет никаких супер-роботов, как, возможно, ожидается. В очень большой степени человеческий труд плюс базовые полиграфические станки. Когда к нам на фабрику приезжали наши партнеры из Австрии, они были поражены, что на таком оборудовании можно сделать продукт такого качества. Они дали очень емкую характеристику нашего производства, назвав ее Африкой 19 века", - поясняет Дмитрий.

При этом он отмечает, что в планах автоматизация производства есть, но не в ближайшей перспективе, так как качественное оборудование требует значительных вложений. "С экономической точки зрения сегодня нам удается делать хорошего качества продукт по хорошей цене", - подчеркивает он.

Когда начинается сезон на заводе даже вводятся ночные смены и сотрудники (сегодня штат состоит из примерно 80 человек) круглосуточно собирают игры. "Сезон - это период с ноября по март, потому что настольные игры – это подарок, а в этот промежуток времени много праздников. Мой режим также зависит от сезона – сейчас идет сезон и это постоянные встречи, выставки, командировки, выходных практически нет. Но после 8 марта начинается более расслабленный режим, когда есть время подумать и поставить задачи на будущее", - признался предприниматель.

О бизнесе в России

Планы на бизнес Дмитрий ставит достаточно амбициозные – увеличить выручку вдвое (на данный момент примерно в $11 млн), и начать завоевывать рынок в других странах – в частности, открыть собственные магазины с играми на местных языках в Польше и Турции.

"Мы нацелены на эти страны, потому что там есть партнеры, которым это интересно, и это рынки которые нам понятны и знакомы. Если эксперимент окажется удачным, мы будем двигаться дальше в направлении Западной Европы", - делится планами основатель "Мосигры".

Он прогнозирует, что в ближайшие годы в мире активное развитие получат так называемые "гибридные продукты", а именно - симбиоз компьютерных игр и настольных. Дмитрий же планирует запустить нечто подобное уже в этом году. "В одном продукте будут совмещены смартфон или планшет, очки виртуальной реальности и некий "физический" носитель", - поясняет предприниматель.

Отвечая на вопрос, сложно ли иметь собственный бизнес в России, Дмитрий улыбается. "У нас налоги достаточно высокие, но их платить намного проще, чем в той же Америке. Мы сейчас открыли представительство в США и могу точно сказать, что уплата налогов в Америке - это гораздо более сложный процесс. Проблемы есть, но в других странах не легче, там просто по-другому. Поэтому нельзя говорить о том, что здесь делать бизнес невозможно – кому надо у всех получается".

Как человек, у которого все получилось, Дмитрий дал несколько основных, на его взгляд, советов начинающим бизнесменам. В частности, он порекомендовал основательно подумать перед тем, как покидать наемную работу ради собственного дела, научиться считать деньги и слышать клиента.

Кроме того, в стране сейчас есть много различных мер поддержки предпринимателей, которые только начинают делать первые шаги на пути к своей цели. Причем, оказываются они как на федеральном, так и на местных уровнях. Корпорация МСП оказывает бизнесу кредитно-гарантийную, правовую, имущественную и информационно-маркетинговую поддержку.  

Своего рода "ключом" к новым возможностям развития стал созданный Корпорацией Портал Бизнес-навигатор МСП, помогающий как тем, кто уже открыл собственное дело, так и тем, кто собирается сделать первый шаг в этом направлении. Система поможет не только подобрать оптимальный вид бизнеса, но и поможет рассчитать бизнес-план, позволит узнать о конкурентах, получить информацию о кредитах и мерах господдержки, мониторить планы крупнейших заказчиков с государственным участием. Есть у Бизнес-навигатора МСП и мобильное приложение для тех, кому удобнее пользоваться интернетом с гаджетов.

Вообще, по словам Дмитрия, сейчас в России за миллион рублей можно открыть отличный бизнес. И как показывает практика, все может начаться совершенно неожиданно. С игры.

Елена Пшенникова

Читать на tass.ru
Теги