25 СЕН, 11:00

Дневник предпринимателя: как японские экспресс-парикмахерские завоевали рынок России

Основатель сети экспресс-парикмахерских "Чио Чио" Ильназ Набиуллин рассказал о ведении бизнеса в пандемию

Ваш браузер не поддерживает видео

Основатель сети экспресс-парикмахерских "Чио Чио" Ильназ Набиуллин рассказал ТАСС, как японские технологии могут сократить время стрижки до 15 минут, в чем преимущество работы по франшизе и благодаря чему можно выйти из пандемии с положительной выручкой.

Продвижение — залог успеха

­Первые шаги в бизнесе я начал делать еще в школьное время в родном поселке Богатые Сабы в Татарстане. В старших классах родители отложили для моего поступления в вуз 100 тыс. рублей. Но так как я смог поступить на бюджетное отделение, то решил инвестировать эти накопления в бизнес. Однако с первым делом не сложилось. В то время таких сервисов, как "Бизнес-навигатор МСП" (интернет-платформа Корпорации МСП, созданная для помощи предпринимателям в открытии и расширении бизнеса — прим. ТАСС), не существовало. То есть я не мог, как сегодня, проанализировать потенциальный спрос на продукт, посмотреть конкурентов и так далее. Поэтому ориентировался больше на свое чутье, решив производить гвозди, пробивающие дерево и бетонные конструкции. Я купил станок, изготовил несколько тысяч качественных гвоздей, а потом понял, что у меня нет рынка сбыта, — их никто не покупал, а я не знал, как продвигаться. Это был полнейший провал. И в этом была моя главная ошибка, которая дорого мне обошлась. Поэтому даже если ты, на твой взгляд, делаешь очень классный продукт, то без определения своей ниши, аудитории и вследствие этого продвижения — рынок о нем не узнает. О продукте надо рассказывать и продвигать его. Даже самые обычные гвозди стоит рекламировать.

Страх ошибиться не должен мешать

После первого неудачного опыта я долго не решался попробовать себя в предпринимательстве. Поэтому, окончив университет, два года работал как наемный рабочий на одном из казанских заводов. Но через какое-то время понял, что пора рискнуть снова. Сначала я занялся продажей и укладкой резиновых покрытий на детских площадках, и дело шло успешно. Но первый действительно успешный бизнес я запустил вместе с женой. Она училась на экономиста, но решила не идти по профессии, а запустить магазин украшений для мужчин. Идея была весьма необычной, но я ее поддержал — вложили в бизнес порядка $27 тыс. В 2014 году мы стали одними из первых, кто создал подобный магазин в Казани. Но в этот раз мы серьезно вложились в продвижение. А после решили масштабировать свою бизнес-модель через франчайзинг. За первые полгода удалось открыть 13 магазинов мужской бижутерии по франшизе. После этого решили зайти и на рынок женских украшений. В 2016 году по мужским украшениям у нас уже было 40 точек, а по женским — аж 150 магазинов. Могу сказать, что франчайзинг — это допинг для бизнеса. Допустим, у вас "спокойное" дело, например пекарня. У вас хорошие повара, вкусная еда, нормальные продажи — такая идиллия. Но если туда капнуть допинг франчайзинга, то маленькая пекарня может превратиться в 100 точек в 100 городах России. Франчайзинг может в один щелчок сделать так, что ваш бренд в течение двух-трех лет станет очень крупной сеткой. Но это также может и убить бизнес, как и любой допинг, если неправильно подойти к рецептуре. Многие компании, начав масштабироваться по франшизе, в итоге не справились с управлением и обанкротились. Я рекомендую франчайзинг, если в модели бизнеса есть уникальное торговое предложение ­— особая начинка пирогов, предположим. Также надо понимать, что есть предприниматели, которым масштаб вообще не нужен — например, ремесленники счастливы и успешны в своем уникальном деле. Если это вы, вам очень комфортно в состоянии небольшого дела и душа не лежит к масштабированию, возможно, это лучший путь.

Эконом-стрижки за 15 минут

В свой нынешний бизнес — парикмахерское дело — я пришел совершенно случайно. Как-то в 2016 году подстригался в барбершопе за 1200 рублей и в шутку предложил владельцу заведения, моему знакомому, перенять модель "фикс-прайса", то есть делать все стрижки по единой цене в 99 рублей. Приятель посмеялся, сказав, что даже с нынешней ценой зачастую работает в убыток. Но у меня мысль о бюджетной парикмахерской в голове осталась и не давала покоя. Поэтому я изучил рынок и выяснил, что самые большие сети, которые насчитывают более 100 точек, работают в премиум-сегменте, а в "экономе" была лишь парочка игроков, которые максимум имели по 60 салонов в сетке. В течение полугода я разрабатывал бизнес-модель, а в апреле 2017 года открыл в одном из торговых центров в микрорайоне Казани свою первую парикмахерскую "Чио Чио", что с японского переводится как "бабочка". Стартовые вложения составили 2 млн рублей из прибыли действующего бизнеса по продаже бижутерии. Формат моей парикмахерской заключается в том, что мы стрижем по фиксированной цене — до 250 рублей в регионах и 400 рублей в Москве. Мы делаем стрижки по японской технологии, которую внедрили: сначала клиент оплачивает покупку через терминал, а затем садится в кресло мастера. Стрижка занимает не 40 минут, как в обычных парикмахерских, а около 15. Например, все рабочие шкафы и инструменты находятся на расстоянии вытянутой руки, остриженные волосы затягиваются в специальное отверстие снизу шкафа, а не сметаются в совок. Мы отказались от мытья головы — это у нас дополнительная услуга. Каждого клиента мастера стригут в порядке живой очереди, используя всякий раз новую расческу, которую потом отдают в подарок. Разумеется, мы продумали и систему дезинфекции инструментов, так что за безопасность можно не волноваться. И если остальные салоны могут сделать 30 стрижек в день, то мы делаем 60. Если вы начинающий предприниматель, то вам нужно в первую очередь тщательно проанализировать рынок, понять, какие модели конкурентов уже эффективно работают, какие следует улучшить, а что можно привнести самому. Более того, нужно определить некий дескриптор — слово или сочетание, которое опишет смысловое содержание вашего бизнеса. В моем случае это "японские парикмахерские". Клиент видит такую вывеску, заинтересовывается "начинкой". А когда он заходит внутрь, увиденное должно вызвать у него вау-эффект.

Привлечение клиентов и поиск персонала

Еще важно понимать, что большинство людей консервативны и не готовы сразу принять вашу концепцию. Так случилось и на старте моего бизнеса: в первые недели у нас было не больше 10–30 клиентов. Поэтому наши мастера выступали еще и как консультанты, рассказывая о преимуществах японских технологий в наших парикмахерских. То есть еще одна задача предпринимателя — верно подать свой продукт, приучить к нему клиента. Также, исходя из личного опыта, можно столкнуться и с проблемой набора кадров. Меня уверяли, что никто из мастеров не пойдет работать при таких низких ценах, из которых складывается оплата их труда. Но я слушал, кивал и сделал наоборот. И не прогадал. Вопрос с кадрами разрешился очень просто: у меня было девять из десяти отказов, но один все-таки соглашался. Из этого я сделал вывод, что любые проблемы при правильной оценке своих возможностей и должном внимании к деталям можно решить. Я просто советую быть более терпеливым: чтобы набрать трех мастеров, иногда потребуется провести не пять, а целых 30 собеседований.

Филиалы или франшиза — вот в чем вопрос

Уже в первый месяц работы наша парикмахерская вышла в ноль, еще спустя месяц чистая прибыль составила 13 тыс. рублей, в следующий — 26 тыс. рублей. Двигаясь поступательно, через два года пришли к цифре в 220 тыс. рублей — очень хороший результат для парикмахерской в эконом-сегменте. Я активно продвигал свой бизнес, давая интервью разным изданиям и рассказывая о своем направлении в социальной сети Instagram. Это дало свои плоды — мне стало поступать большое количество запросов на покупку франшизы, в том числе из других городов России. Поэтому уже в сентябре 2017 года я открыл по франшизе первый парикмахерский салон в Ульяновске. Затем начали появляться новые салоны, в том числе за пределами России — в Белоруссии, Казахстане и Киргизии. Самым успешным был декабрь 2019 года — за месяц мы открыли 71 парикмахерскую. Мы берем паушальный взнос, а также 4% от выручки ежемесячно, срок окупаемости проекта — до 18 месяцев. Могу отметить, что любой предприниматель на определенном этапе развития должен сделать для себя выбор: развивать филиальную сеть или продавать франшизу. Но в первом случае надо понимать, что какой-нибудь конкурент может скопировать идею и масштабироваться, после чего бизнес, который придумали и поднимали вы, будет ассоциироваться с его брендом. Поэтому нельзя промахнуться, если возникнет такая дилемма, и тщательно взвешивать все "за" и "против".

Выбор локации

Как управляющая компания мы сейчас помогаем партнерам, работающим по франшизе, в части маркетинга, контроля качества. Но самое главное — в определении выгодной локации для размещения салона. Дело в том, что 67% всех наших партнеров никогда до этого не занимались бизнесом, а 97% никогда не вели салонный бизнес. Поэтому им прежде всего нужно, определиться с расположением свой точки. Если кто-либо решает открывать или масштабировать свой бизнес, то могу порекомендовать ему в помощь портал "Бизнес-навигатор МСП". Сервисы этого портала позволяют проанализировать потенциальный спрос в выбранной локации, подобрать помещение для аренды, посмотреть на ближайших конкурентов, которые работают в таком же ценовом сегменте. Эту аналитику, которая, кстати, доступна на портале совершенно бесплатно, мы и предоставляем нашим партнерам. На сегодняшний день у нас 594 салона в России и странах СНГ. Для сравнения, у ближайшего конкурента в нашем сегменте около 70 парикмахерских. Наш главный офис с декабря 2019 года открылся в Москве, еще мы развернули региональные отделения в 13 городах страны, каждое из которых охватывает работу до 40–50 салонов. Дело в том, что при таком большом количестве точек, как у нас, не стоит пытаться управлять всем и вся из единого центра, лучше распределить нагрузку, открыв отделения в регионах, которые все равно будут отчитываться центру.

Пандемия не помеха

По итогам 2019 года выручка по сети выросла на 45% по отношению к цифре 2018 года. То есть мы мчались, как ракета, но в марте этого года случилась пандемия коронавируса. Когда по всей стране ввели ограничительные меры, салоны начали закрываться. У наших партнеров была паника и полное непонимание — сколько эта ситуация продлится, каков будет ущерб. Особенно остро реагировали предприниматели, которые открыли свои точки полгода назад или даже позже. Мы проводили для партнеров по два обучающих вебинара в день, где давали разъяснения о том, как получить господдержку, какие правила и нормы актуальны для продолжения работы, как договариваться с арендаторами. Кроме того, быстро собрали ассоциацию игроков, которые занимаются франчайзингом, начали коммуницировать с властями по форматам возобновления деятельности. В ряде городов парикмахерские и салоны красоты начали открываться уже в начале июня, так, в Москве было разрешено возобновить работу с 9 июня. Во время простоя подавляющему большинству наших партнеров удалось договориться с арендодателями на отсрочки и скидки по оплате. Благо, почти все работают с обычными физическими лицами, которые легко идут на уступки в сложной ситуации. Также помогли удержаться на плаву меры господдержки. Наиболее востребованными у наших партнеров стали безвозмездные субсидии в размере МРОТ на выплату зарплат сотрудникам, "антикризисные" кредиты под 0% на зарплату работникам, а также субсидии на средства дезинфекции, доступные с 15 июля малому и среднему бизнесу, который напрямую взаимодействует с клиентами. Порядка 60% наших партнеров получили поддержку, но у некоторых были сложности. В частности, из-за несоответствия условиям этих программ. Как бы то ни было, сразу после возобновления деятельности сыграл отложенный спрос — выручка по сети в июле выросла на 15% к показателю июля 2019 года. В августе мы тоже выросли, но уже меньше — на 4,8%. Конечно, пандемия сбавила наши обороты, но мы продолжаем развиваться: в июле и августе открывали по 25 новых точек по франшизе, ожидания по сентябрю — аналогичные. Хотел бы дать совет коллегам-предпринимателям: никогда не поддавайтесь панике! Лучше обратитесь за консультацией, попытайтесь договориться с контрагентами, подавайте заявки на гранты и субсидии, получайте дополнительное образование. Делайте все, чтобы подстроиться под меняющиеся условия, и тогда вы окажетесь в плюсе. Плыть по течению — не самый лучший вариант в любой ситуации.

Задача — стать №1 в мире

Наша цель в среднесрочной перспективе — открыть около 2 тыс. точек в России и союзных государствах, а затем начать смотреть на рынки других стран. На сегодняшний день самая крупная сеть эконом-парикмахерских в мире Great Clips насчитывает 4,4 тыс. точек в США и Канаде, и наша глобальная цель — открыть 4401. Надеюсь, что информация о второй волне коронавируса останется слухом, но даже если этот сценарий случится, то мы будем готовы и все равно выживем, потому что наибольшие потери клиентов будут в бизнес-сегменте, а поток посетителей в "экономе", думаю, никогда не сократится. Однако для любого предпринимателя важно работать по правилам. Если компания уходит от налогов, выплачивает зарплату в конверте, то какие могут быть вопросы к государству? Никакой страховки и поддержки они и не получат. Не стоит идти на какие-то конфронтации, даже если вы чем-то недовольны. Напротив, нужно действовать легально и отстаивать свою позицию, тогда вы будете услышаны.

Читать на tass.ru
Теги