24 МАЯ, 16:12

Мировые информагентства намерены объединиться для борьбы с недостоверными новостями

Об этом заявили участники медиасаммита, который прошел в рамках ПМЭФ под эгидой ТАСС

Саммит мировых информационных агентств под эгидой ТАСС состоялся сегодня в рамках Петербургского международного экономического форума. Его участниками стали более 50 руководителей крупнейших новостных служб из более чем 20 стран мира.

В Санкт-Петербург приехали представители из Азербайджана, Армении, Белоруссии, Болгарии, Великобритании, Вьетнама, Германии, Египта, Ирана, Испании, Италии, США, Японии и других государств. Модератором дискуссии выступили первый заместитель генерального директора ТАСС, председатель Российского комитета по Международной программе развития коммуникации ЮНЕСКО Михаил Гусман и главный исполнительный директор Press Association Group Клайв Маршалл.

Вместе против фейков

В этому году главной темой медиасаммита, который проходит уже в пятый раз, стало будущее традиционной журналистики в условиях новых вызовов. Один из них – распространение фейковых новостей. По мнению генерального директора ТАСС Сергея Михайлова, сегодня назрела необходимость создать эффективные механизмы для быстрого выявления фейковых новостей в медиасреде. "Не новость, что СМИ давно используют сообщения пользователей в социальных сетях как источники информации, не новость, что пользователи узнают о многих событиях, особенно происшествиях, гораздо быстрее СМИ, – отметил руководитель ТАСС, выступая на саммите в Санкт-Петербурге. – Игнорировать это невозможно и неправильно, и задача профессиональных медиа – научиться извлекать максимум пользы из этого". При этом он обратил внимание на необходимость выстраивания механизмов коммуникации с пользователями, чтобы использовать их "как сеть гражданских журналистов в любой точке мира, и при этом решить вопрос верификации".

Говоря о развитии новых средств массовой коммуникации, в числе которых Telegram-каналы, Сергей Михайлов отметил, что воспринимать их как серьезные медиа преждевременно. "Относиться к Telegram-каналам как к самостоятельным медиа пока совсем рано. Я думаю, что даже через пару лет будет еще рано, – заметил генеральный директор ТАСС. – Думаю, что лучшие из каналов, которые пройдут проверку временем, точностью и закрепят за собой ту или иную аудиторию, по возможности большую, трансформируют Telegram-канал в медиа нового типа".

О необходимости создать платформу для проверки фактов говорили на саммите и другие спикеры. "СМИ должны начать коллективные переговоры с теми, кто предоставляет платформы, агентства и не только новостные агентства должны создать систему по проверке фактов", – отметил исполнительный директор Kyodo News Хироки Сугита. По его мнению, "в одиночку такую базу создать невозможно, надо действовать сообща".

Исполнительный вице-президент по международным новостям агентства Associated Press Иэн Филлипс подчеркнул, что сегодня у пользователей есть доступ к самым разным источникам информации, поэтому люди хотят получать сведения с опорой на достоверные источники. "Информация из третьих рук никому не нужна, – указал он. – У людей проснулся интерес к тому, что называется фактчекинг – к проверке достоверности информации. Мы сейчас нанимаем новых сотрудников, которые занимаются фактчекингом".

Генеральный директор ИРНА Сейед Зиа Хашеми отметил, что новые технологии – это вызов для информагентств. По его мнению, социальные сети являются платформами, на которых можно размещать дешевый контент и получать трибуну для навязывания мнения под видом журналистики. В результате большие СМИ начинают соперничать с этим явлением, а аудитория начинает утрачивать доверие к журналистике в целом. Его поддержал главный исполнительный директор Press Association Group Клайв Маршалл, который призвал не судить о значимости новостей по их популярности в агрегаторах и социальных сетях. По его мнению, для традиционных СМИ важно беречь бренд и репутацию.

Заменят ли роботы журналистов?

Еще одной темой дискуссий на саммите стали перспективы роботизации СМИ. Генеральный директор ТАСС Сергей Михайлов призвал не бояться автоматизации производства типового контента. "Если в конечном итоге машина сможет автоматизировать обработку и производство 80% типового контента, из которых состоят СМИ, то у журналистов останется больше времени на эксклюзивы, работу с источниками и поиск нестандартных тем и поворотов. И в конечном итоге это приведет к повышению, а не падению качества журналистики, как многие боятся, – сказал он. – И, конечно же, финальное решение о выпуске или невыпуске того или иного контента все равно останется за человеком".

По мнению генерального директора ТАСС, автоматизация производства новостей, даже частичная, это вопрос не завтрашнего дня, но уже обозримого будущего. "Не надо думать, что в ньюсрумы прикатятся человекоподобные машины, похожие на людей, которые вытеснят редакторов и репортеров, все будет проще и незаметнее, – сказал он. – На первом этапе происходит алгоритмизация производства типового контента, например, новостей на основе повторяющихся вещей как прогнозы погоды, отчетов о прибылях и убытках, спортивных матчах, статистических отчетов. Это еще не искусственный интеллект и не автоматизация". Все эти технологии, по словам Сергея Михайлова, так или иначе запущены в ТАСС, находятся в той или иной стадии реализации. "Однако это лишь подножье той пирамиды, на которую нам всем предстоит забраться в самое ближайшее время", – добавил он.

Говоря об автоматизации более сложного контента, Сергей Михайлов заметил, что пока у СМИ в России и в мире не получается полностью автоматизировать производство новостей, а определение важных и эмоциональных аспектов в информационном поле остается прерогативой журналистов. "Мы в ТАСС также внимательно изучаем эти процессы и готовы к тому, что именно это будет следующим этапом нашего технологического развития", – сказал глава агентства. Он также не исключил, что автоматизация производства описаний к фотографиям произойдет гораздо быстрее, чем автоматизация производства текстовых новостей.

Информагентства и новые медиа

Какую стратегию выбрать традиционным СМИ в условиях бурного развития новых медиа? Поиски ответа на этот вопрос стали еще одной важной темой дискуссий. Исполнительный директор Kyodo News Хироки Сугита призвал информагентства к взаимодействию с новыми медиа. "Мы сейчас соперничаем с новыми медиа, но конкуренция может нас и похоронить, поэтому нужно сотрудничать", – считает он. Одним из важнейших факторов выживания Хироки Сугита назвал привлечение молодежи в штат СМИ. "Нужно вливать свежую кровь, искать новые таланты среди молодежи, – продолжил он. – Нужно создавать некие корпоративные университеты, чтобы обучить их необходимым навыкам, делать это сообща, чтобы выжить".

Гендиректор ТАСС Сергей Михайлов подчеркнул, что у информагентств в настоящее время строятся неоднозначные отношения с социальными сетями и сервисами как площадками дистрибуции. "Социальные сети имеют неопровержимый аргумент в этом споре – это цифры, количество аудитории, и потому диктуют свои правила, которые позволяют им максимально монетизировать свою аудиторию. Медиа несут значительные затраты на производство контента, при этом имеют все меньше возможностей монетизировать аудиторию традиционными способами на своих сайтах. По сути, маржу медийного бизнеса сегодня полностью состригают социальные сети", – сказал он. По словам Михайлова, задача профессиональных медиа – максимально использовать в работе потенциал соцсетей, при этом в максимально сжатые сроки верифицировать поступающую от них информацию.

Генеральный директор информационного агентства "Арменпресс" Арам Ананян считает, что традиционные СМИ и особенно информагентства находятся в авангарде технологического развития в плане искусственного интеллекта, создания новостей и использования социальных областей. По его словам, традиционным СМИ ничего не угрожает, а главные вызовы состоят в том, чтобы не забывать про свою миссию – "говорить правду, заниматься настоящей журналистикой, не забывать о наших нравственных обязательствах как журналистов".

Напомним, информационное агентство России "ТАСС" выступает информационным партнером и официальным фотохост-агентством Петербургского международного экономического форума. Кроме того, ТАСС является оператором зоны презентаций ПМЭФ при поддержке EY и Консультативного совета по иностранным инвестициям.

Читать на tass.ru
Теги