Облик двух станций московского метро выберут в рамках открытого международного конкурса
Заявки на участие принимаются до 28 апреля 2022 года
ТАСС, 17 марта. Открытый международный конкурс на разработку архитектурного облика двух станций Московского метрополитена - "Остров мечты" и "Загорье" Бирюлевской линии стартовал 17 марта. Основной целью конкурса является поиск оптимального дизайнерского и архитектурно-художественного решения интерьеров пассажирских зон и входных павильонов станций. Заявки на участие в конкурсе принимаются до 28 апреля 2022 года.
Конкурс проходит при поддержке Правительства Москвы и главного архитектора Сергея Кузнецова. Организатор конкурса - Группа компаний "Мосинжпроект", которая является генеральным проектировщиком и генеральным подрядчиком по строительству новых линий и станций столичной подземки. Оператор конкурса - Агентство стратегического развития "ЦЕНТР".
Качество и реализуемость проектов оценит профессиональное жюри под председательством заместителя мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Андрея Бочкарева. В состав жюри также вошли главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов, генеральный директор АО "Мосинжпроект" Юрий Кравцов, начальник Московского метрополитена Виктор Козловский, а также ведущие российские и зарубежные специалисты в сфере архитектуры, дизайна и городского планирования.
Заместитель мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Андрей Бочкарев отметил, что Бирюлевская линия - один из важнейших транспортных проектов столицы, благодаря реализации которого подземка придет в еще не охваченные сетью метрополитена районы Бирюлево Восточное и Бирюлево Западное. "Новая ветка позволит улучшить транспортное обслуживание юга столицы, включая активно развивающиеся территории ЗИЛ и Нагатинский Затон, а также строящиеся кварталы реновации. Разгрузятся центральные участки Серпуховско-Тимирязевской и Замоскворецкой линий, снизится интенсивность движения автотранспорта и улучшится экологическая ситуация в районах, - сказал Андрей Бочкарев. - При этом, развивая сеть метрополитена, мы придерживаемся традиции столичного метростроения и создаем индивидуальные по своему облику станции".
Сергей Кузнецов, главный архитектор Москвы, заместитель председателя жюри сообщил, что под патронажем Москомархитектуры с 2012 года уже проведено свыше ста конкурсов, в том числе, по метро. В любое время, при любых обстоятельствах наша первостепенная задача - делать качественную архитектуру, и конкурсы в данном случае являются универсальным инструментом. Столичный метрополитен напрямую отражает текущую эпоху, и именно в переломные моменты истории появляются не просто шедевры, а зарождаются новые направления в искусстве, культуре. Для людей творческих, коими безусловно являются архитекторы, это бесценный опыт и возможность. Подчеркну, что мы открыты для работы с международными командами.
Генеральный директор АО "Мосинжпроект" Юрий Кравцов уточнил, что "Мосинжпроект" организует открытый конкурс на разработку архитектурного облика станций метро уже в шестой раз. "По результатам предыдущих конкурсов, проводимых с 2014 года, был определен уникальный дизайн 11 станций столичного метро. Четыре из них уже принимают пассажиров. Это открытые в 2018 году станции "Солнцево" и "Новопеределкино" Солнцевской ветки и станции "Мневники" и "Терехово" Большой кольцевой линии метро, введенные в эксплуатацию в 2021 году. До конца года планируется завершить строительство еще нескольких конкурсных станций на Большой кольцевой линии", - рассказал Юрий Кравцов. Он отметил, что возведение Бирюлевской линии метро, новой радиальной ветки московского метро длиной 21 км с 10 станциями - это еще один значимый проект для транспортной инфраструктуры столицы. "При ее строительстве планируется применять современные строительные материалы и мощное оборудование, в частности тоннелепроходческие комплексы диаметром 10 метров. Будут решаться задачи по увязке проектных решений с действующей городской средой, использоваться цифровые технологии", - заключил Юрий Кравцов.
Практика проведения профессиональных конкурсов на разработку архитектурно-художественного облика станций метро возобновилась в Москве в 2014 году по инициативе мэра Москвы Сергея Собянина.
Принять участие в Международном конкурсе на разработку архитектурного облика двух станций Московского метрополитена могут российские и зарубежные архитектурные бюро (при наличии российского представительства или в консорциуме с российским партнером), способные привлечь в свою команду дизайнеров, инженеров, проектировщиков, специалистов в области экономики и финансового моделирования.
Для участия необходимо заполнить заявку на официальном сайте конкурса до 28 апреля и на первом, отборочном, этапе представить портфолио релевантных проектов и эссе с описанием ключевых идей архитектурно-художественного оформления станций.
Предложенные концепции оформления станций должны гармонично сочетаться с актуальным градостроительным и культурно-историческим контекстом района расположения, соответствовать духу времени, быть технологичными, адаптированными для передвижения всех категорий населения, а также удобными с точки зрения навигации.
В августе жюри определит проекты, которые и будут впоследствии реализованы.
О конкурсных объектах
"Остров мечты" - пересадочная станция с существующей станцией "Технопарк" Замоскворецкой линии метрополитена с обустройством надземного перехода с применением траволаторов, с двумя вестибюлями и выходами к проспекту Андропова и парку развлечений "Остров Мечты", к существующей и проектируемой жилой, деловой и общественной застройке, остановочным пунктам наземного городского пассажирского транспорта. Станционный комплекс будет располагаться на участке линии метро мелкого заложения. По проекту к станции подходит два однопутных тоннеля, в результате чего станция спроектирована с одной островной посадочной платформой. В связи с глубиной расположения подходных тоннелей основной объем станции с одним вестибюлем является подземным. Второй вестибюль наземный. В подземном пространстве будут расположены пешеходный переход, один вестибюль, пассажирская платформа. На земле будут размещаться второй вестибюль с надземным переходом (мостом) на станцию "Технопарк", лестничные и лифтовые спуски с павильонами над ними, а также вентиляционные киоски.
"Загорье" - проектируемая станция расположена вдоль Липецкой улицы. У станции появятся два вестибюля - южный с выходами, где восточная часть Лебедянской улицы примыкает к Липецкой, и северный. Оба вестибюля будут иметь выходы на Липецкую улицу. К ней примыкает природно-исторический парк "Царицыно". Станционный комплекс будет располагаться на участке линии метро мелкого заложения. По проекту к станции подходит один двухпутных тоннель, в результате чего станция спроектирована с двумя береговыми посадочными платформами. В связи с глубиной расположения подходных тоннелей весь объем станции является подземным. В подземном пространстве будут расположены пешеходные переходы, вестибюли, пассажирская платформа. На поверхность будут выходить только пассажирские лестничные и лифтовые вентиляционные киоски.
Справка
Группа компаний "Мосинжпроект" - один из лидеров на строительном рынке Москвы и один из крупнейших инжиниринговых холдингов России. Группа компаний реализует полный цикл работ - от формирования идеи комплексного развития территории или создания объекта, проектирования, строительства, привлечения инвестиций, до ввода объекта в эксплуатацию и управления недвижимым имуществом. Компанией реализованы знаковые проекты Москвы - Большая спортивная арена "Лужники", парк "Зарядье", Московский концертный зал "Зарядье", Дворец гимнастики на территории ОК "Лужники", театр "Геликон-опера".
"Мосинжпроект" выступает оператором Программы развития Московского метрополитена, участником Программы развития транспортно-пересадочных узлов столицы, управляющей компанией по строительству гражданских проектов, реализует ряд ключевых дорожных объектов Москвы, управляет девелоперскими проектами.
Агентство стратегического развития "ЦЕНТР" - российская аналитическая и консалтинговая организация, реализующая комплексные проекты в сфере девелопмента, градостроительства и урбанистики, один из ведущих операторов архитектурно-градостроительных и дизайнерских конкурсов. Агентство "ЦЕНТР" создано в Москве в 2014 году. Занимается вопросами комплексного развития территорий и объектов недвижимости, а также качества городской среды более чем в 60 регионах России. В портфолио компании представлены проекты, реализованные для крупных девелоперов, инвестиционных компаний, собственников территорий и объектов, федеральных и региональных органов государственной власти и профессиональных сообществ.