Исследование: более 40% маркетологов считают свою профессию перспективнее IT
СберМаркетинг провел опрос и выяснил, что происходит с профессией маркетолога: как специалисты воспринимают себя и как их воспринимает общество, сколько зарабатывают в столице и регионах, сколько стоит получить образование, хотят ли родители, чтобы их дети стали маркетологами
ТАСС, 23 января. После 2022 года в России происходят серьезные структурные изменения в экономике, которые сопровождаются активным выходом новых российских игроков в ниши, освободившиеся на рынках после сокращения присутствия иностранных брендов. Ушедшие бренды выстраивали свой имидж в стране в течение последних 30 лет, новым компаниям приходится проделывать тот же путь заново, но в сжатые сроки. Для этого нужно большое количество высококвалифицированных кадров. Такие данные приводятся в исследовании СберМаркетинга.
Мнения о перспективности профессии
Согласно данным опроса, по мнению россиян, самой перспективной профессиональной областью сейчас считаются информационные технологии - так думает 51% опрошенных. Но среди маркетологов мнение другое: 43% людей, работающих в рекламной индустрии, считают именно свое направление самым перспективным, а IT ставят на второе место (41%). Будущее маркетинга как индустрии и россияне в целом, и маркетологи в частности видят в первую очередь в востребованности профессии на рынке труда (22%), необходимости развивать и продвигать новые бренды (20%). Сами маркетологи также отмечают, что последние годы их профессия находится на стыке сфер рекламы и IT: нужно уметь работать с большими данными, разрабатывать технологичные продукты для продвижения во всех медиаканалах, придумывать и реализовывать проекты для оценки кросс-медийной эффективности рекламных кампаний.
"Маркетинг, как и многие другие профессии, будет трансформироваться за счет внедрения новых технологий и автоматизации рутинных процессов. Уже сегодня искусственный интеллект хорошо справляется с генерацией макетов, прогнозированием и анализом рекламных кампаний. Но именно маркетологи формируют настоящую ценность продукта для общества: правильные смыслы и свежие идеи. За последние восемь месяцев только на FMCG-рынке в России запустилось 7,3 тыс. новых брендов (по данным Nielsen IQ), и им всем нужны маркетологи, которые помогут вывести на рынок новые товары и услуги", - добавляет Анна Тупикина, директор по маркетингу СберМаркетинга, слова о перспективности и значимости профессии.
Мнения о зарплате маркетолога
По данным исследования, 42% участников опроса полагают, что зарплата маркетолога превосходит 80 тыс. рублей в месяц. 26% жителей страны считают, что она составляет от 50 до 80 тыс. рублей, еще 18% дают оценку от 30 до 50 тыс. рублей, и 2% - до 30 тыс. рублей. Оставшиеся 12% не знают, сколько зарабатывают маркетологи.
Оказалось, что россияне в целом верно оценивают ситуацию: в 2023 году средняя зарплата маркетолога в стране составила 58 747 рублей, что выше средней зарплаты в целом - 42 024 рубля (данные "ГородРабот.ру"). Впрочем, в крупных городах уровень зарплат в маркетинге существенно выше.
По данным HH.ru, в Москве представлено около 3,6 тыс. вакансий для маркетологов. Исходя из их содержания можно сделать вывод, что компании ищут 1,6 тыс. директоров по маркетингу и более 1 тыс. руководителей отделов. Средняя зарплата маркетолога в Москве - 100 тыс. рублей, а директора по маркетингу - 250 тыс. рублей.
Для сравнения: в городах-миллионниках в среднем 120-150 вакансий на город, а средняя зарплата сотрудника - 85 тыс. рублей, директора по маркетингу - 120 тыс. рублей. В городах с населением от 300 тыс. жителей вакансий не очень много - до 35 на город. Например, в Комсомольске-на-Амуре всего две вакансии для маркетологов. А средняя зарплата составляет 55 тыс. рублей, директора по маркетингу - 80 тыс. рублей.
Минимальная зарплата маркетолога в Москве отличается от максимальной - в 3,3 раза больше, в городах-миллионниках - в 4,2 раза, а в небольших городах - в 9 раз.
О входе в профессию
Большинство опрошенных считает, что для начала работы в рекламе лучше всего пройти стажировку в крупной компании (50%) или окончить вуз по специальности (46%). Но сами маркетологи также добавляют, что и прохождение онлайн-курсов станет отличным началом для старта в карьере - об этом заявили 48% респондентов.
В России маркетологов специализированно готовят в 188 государственных вузах. А всего курс по маркетингу есть в 400 российских вузах, в программах по специальностям "реклама", "связи с общественностью", "медиакоммуникации", "управление бизнесом" (данные образовательного портала "Вузопедия"). Средняя стоимость обучения составляет 120 тыс. рублей в год.
Самый дорогой для обучения вуз - НИУ ВШЭ, учеба там стоит около 700 тыс. рублей в год, а дешевле всего образование по этому направлению можно получить в Севастопольском государственном университете, где оплата программы за год обойдется всего в 37 тыс. рублей.
Больше половины населения страны (57%) не считают профессию маркетолога привлекательной для своих детей. Тем не менее 32% жителей России хотели бы, чтобы их дети осваивали это направление. Главными преимуществами работы на рекламном рынке респонденты называют хорошую зарплату, творческий характер профессии и возможность работать на удаленке.
При этом почти половина самих маркетологов (43%) готова рекомендовать это направление своим детям. Среди преимуществ, помимо хорошей зарплаты и творческих возможностей, они называют большой выбор направлений для развития.
Валентин Смоляков, президент АКАР (Ассоциация коммуникационных агентств России) рассказал: "Исследование рынка труда в сфере рекламы и маркетинга является крайне перспективным направлением. Во-первых, это помогает профессиональному сообществу понимать ситуацию в индустрии комплексно. Во-вторых, мы лучше учимся понимать, чем мотивированы специалисты в настоящее время, что препятствует появлению новых кадров и как со стороны выглядит образ профессии. По данным исследовательского центра АКАР за 2023 год, самую большую группу работников креативных индустрий формируют менеджеры по рекламе и маркетингу (24,4% от всех работников креативных профессий). Если оценивать ситуацию на рынке профессий, то количество новых должностей в сегменте Marketing Services в прошлом году выросло в два раза по сравнению с 2022 годом. Это заметное расширение. Также в рамках наших профильных исследований мы установили, что образование в области маркетинга и менеджмента помогает занять более высокие управленческие позиции в рекламных агентствах. Результаты исследования СберМаркетинга говорят о нескольких вызовах: игрокам нужно сосредоточиться на процессах качественной передачи накопленной экспертизы и сфокусироваться на росте новых специалистов. Чтобы родители и дети считали профессию маркетолога привлекательной, нам нужно научиться о ней интересно рассказывать. Мы должны заняться продвижением профессий в области рекламы и маркетинга с целью роста их престижа и материальной ценности".
Об исследовании
В опросе на платформе "Яндекс Взгляд" приняли участие 1566 человек старше 18 лет в городах с населением больше 100 тыс., в числе которых были маркетологи.