"Самое главное - чтобы у нас не закончилась энергия"
Заместитель председателя СТД РФ Дмитрий Мозговой рассказал ТАСС о молодом театре и новой драме
- Новый театр, молодежный театр - иногда кажется, театральная молодежь живет в других измерении и формате. Как это сочетается со статусом Союза театральных деятелей (СТД) - большой административной машины, которая кажется иногда архаичной?
- Сочетается отлично. Помимо многочисленных программ, которые мы реализуем, Союз театральных деятелей поставил своей целью именно поддержку творческой молодежи. Молодежь не очень-то охотно вступала в СТД, и поэтому мы разработали особую программу, направленную на поддержку творческих молодых людей. В рамках этой программы у СТД появились и стипендии, и гранты на молодежные проекты, и лаборатории, в которых принимают участие молодые драматурги, художники, режиссеры и актеры.
Международная летняя школа для молодых артистов, например, один из самых крупных таких проектов, в этом году ему исполнилось десять лет. В нем приняли участие больше тысячи артистов из 55 стран мира. Когда мы свели этот и другие подобные проекты в одну программу, мы поняли, что СТД есть что предложить молодежи.
В первую очередь мы занялись децентрализацией культурной жизни, стали мотивировать молодых деятелей театра уезжать работать в регионы. У нас появились молодежные фестивали, такие как "Артмиграция", по-новому зазвучал фестиваль дипломных и последипломных спектаклей "Твой шанс".
У нас вполне сформировался серьезный молодежный контент, и это приносит свои результаты в регионах, особенно в тех, где у СТД есть дома актера, где происходит очень яркая и насыщенная творческая жизнь, которую обеспечивают именно молодые люди.
Так что СТД - это вполне молодежная организация, никакой архаики.
- Буквально на днях завершился новый фестиваль "Кульминация", организованный СТД. Он тоже стал частью этой молодежной программы?
- В известном смысле да. Все участники шорт-листа в большинстве молодые драматурги. Но вообще "Кульминация" - это совместный проект СТД и Фонда развития современного искусства. С инициативой "Кульминации" на нас вышел его председатель Иван Демидов, и мы провели целую серию мозговых штурмов, пытаясь создать формат, в котором фонд мог бы сотрудничать с СТД.
Мы сразу сошлись на том, что молодая, современная драматургия - это один из двигателей театральной жизни, и решили создать некий ее срез, понять, о чем пишут современные авторы, чем живут, чем интересуются.
Так родился проект "Кульминация". Мы решили собрать воедино все конкурсы драматургии страны, стать их партнерами. Каждый из них прислал по три пьесы, и таким образом мы сформировали общий лонг-лист, главный длинный список современной драматургии года.
Очень приятно, что эту идею поддержали такие важные и значимые драматургические конкурсы, как "Любимовка", "Ремарка", "Коляда Plays" и многие другие. СТД тоже вошел в проект со своим знаменитым семинаром "Авторская сцена".
- А в чем принципиальное отличие "Кульминации" от многих других подобных проектов?
- Мне очень понравилась идея Ивана Демидова ввести в состав жюри непрофессиональных экспертов. Не только представители театра, но и люди из бизнеса, медиа, других общественных институций читали эти пьесы и, собственно, делали из лонг-листа шорт-лист.
Конкурс конкурсов устраивали многие, например "Золотая маска" лет пять-шесть назад. Но очень важно, что в этот раз пьесы выбирали люди из публики, с другой стороны сцены.
Это дало более объективную оценку шорт-листу, и, когда он был сформирован, неожиданно выяснилось, что серьезных расхождений во мнениях между театральными профессионалами и зрителем просто нет.
В итоге голосованием мы выбрали три лучшие пьесы года, их показали в "Боярских палатах" актеры "Мастерской Дмитрия Брусникина", и все мы надеемся, что эти тексты обретут долгую и успешную сценическую жизнь в самое ближайшее время.
- Всех победителей "Кульминации" можно без традиционной натяжки отнести к молодым драматургам, хотя в проекте участвовали и мэтры, например Михаил Хейфец. Тримуф новой драмы подразумевался форматом проекта?
- Скорее это отражение объективной реальности. Это подтверждает формат конкурса. В него вошли абсолютно разные авторы, разных эстетических вкусов, разных художественных школ, и оценивали их работы тоже абсолютно разные люди. У каждого конкурса свой взгляд на драматургию, своя концепция. Свои предпочтения и у публики, представители которой вошли в экспертный совет, поэтому то, что мы получили на выходе, и есть реальность современной драматургии в ее нынешнем состоянии.
- Можно ли считать "Кульминацию" попыткой сильных игроков вроде СТД подмять под себя независимые конкурсы вроде "Любимовки" или "Ремарки"?
- Это в корне неправильный подход. У Союза театральных деятелей, огромной организации с сетью из 77 региональных отделений, с 24 тыс. членов союза, абсолютно нет стремления навязывать кому бы то ни было художественные концепции или подминать кого-то под себя. Это абсолютно не так, потому что основная наша задача - это показывать и демонстрировать то, что театр бывает разным. И классическим, и авангардным, и экспериментальным. То же самое и в драматургии.
Все 11 конкурсов, которые приняли участие в "Кульминации", в первую очередь наши партнеры. Лично я всегда с большим интересом отношусь и к "Любимовке", и к "Ремарке", мне интересно то, что они делают.
Это вполне самодостаточные конкурсы, и я очень благодарен им за то, что они посчитали нужным с нами сотрудничать. Успех "Кульминации" - это в первую очередь их успех. Успех их работы, которой та же "Любимовка" занимается не один десяток лет.
Я могу только поблагодарить организаторов всех конкурсов - партнеров "Кульминации", потому что вместе мы делаем очень важное общее дело, направленное на поддержку и развитие современной драматургии. Здесь просто нельзя говорить о конкуренции.
- Лауреатов награждали в "Боярских палатах", которые называют любимой площадкой "Мастерской Брусникина". Что это за пространство и есть ли у него какая-то специальная идеология?
- "Боярские палаты" - это отдельное направление нашей молодежной деятельности. Это необычное пространство, не похожее на театр в привычном его понимании. Лофт, где нет сцены, где можно делать самые необычные, экспериментальные проекты, выставки, спектакли, читки. Мы активно работаем с этим пространством и главная идея "Палат" - дать возможность молодым, даже студентам.
"Мастерская Брусникина" - постоянные резиденты нашей площадки, и мы очень рады, что они любят работать с "Палатами" именно как с пространством. Это пространство мотивирует создавать что-то необычное. У нас, например, появились спектакли-променады, где все действие происходит в разных помещениях "Боярских палат": зритель вслед за действием переносится из одного пространства в другое.
"Боярские палаты" для нас - это дополнительная возможность коммуникации с молодежью, возможность предоставить способ реализации самых смелых проектов. Молодым режиссерам сейчас очень сложно найти площадку для постановки в Москве, а мы позиционируем это пространство как возможность для творческого стартапа.
- У СТД есть проект, который так и называется: "Стартап". Какие перспективы у него и других молодежных проектов СТД?
- Перспективы хорошие. О молодежных проектах можно поговорить на примере упомянутого фестиваля "Артмиграция". Он делается в рамках программы "Стартап", и, не будучи медийным и знаковым мероприятием, в то же время оказался очень нужным и очень востребованным проектом.
В этом фестивале принимают участие молодые выпускники театральных вузов Москвы и Питера, осуществившие свои постановки в региональных театрах России.
В афише фестиваля есть спектакли из очень маленьких городов - Лысьвы, Лесосибирска, Новошахтинска. Есть даже не город - городское образование Мотыгино, где населения меньше 20 тыс. человек.
Для Москвы, которая избалована театральным предложением, где в фестивалях участвуют суперспектакли мирового уровня, "Артмиграция" была изначально рискованным проектом.
Мы не были уверены, что контент из Мотыгина будет интересен московской публике и столичным критикам. Но уже первый фестиваль прошел с серьезным успехом: его участник - спектакль из города Лысьва в итоге стал лауреатом "Золотой маски".
В этом году "Артмиграция" состоялась в четвертый раз, и все спектакли проходят при абсолютных аншлагах. Обсуждения иногда длятся дольше спектаклей, а критики с удовольствием ходят на постановки и пишут рецензии. Мы поняли, что заполнили важную нишу: нам удается делать суперполезные мероприятия в поддержку молодой режиссуры, региональных театров, творческой мобильности.
Такой подход мы стараемся использовать во всей своей деятельности и во всех проектах. Мы стараемся быть открытыми. Открытыми для молодых, для инноваций, стараемся делать все, что нам кажется важным для развития театрального искусства. Самое главное - чтобы у нас не закончилась энергия заниматься этими проектами, а мне кажется, она не закончится.