Рустам Нигматуллин: в Татарстане нашли модель решения проблем обманутых дольщиков
В Республике Татарстан за последние восемь лет успешно достроено 105 проблемных долевых домов, в которых дольщики получили почти 13 тысяч квартир, предстоит достроить еще 29 объектов. Они обязательно будут достроены.
Как в республике решаются проблемы обманутых дольщиков, рассказал первый вице-премьер Татарстана Рустам Нигматуллин.
- Добрый день, Рустам Камильевич. Тема обманутых дольщиков постоянно находится в фокусе внимания СМИ. Как вы знаете, в октябре Владимир Путин лично общался с владельцами челябинских долгостроев, а после этого поручил региональным властям взять проблему на особый контроль. Как решается этот вопрос в Татарстане?
- Вы правы, ситуация с так называемыми проблемными домами оставалась довольно напряженной в последние годы. Однако благодаря тому, что в республике постоянно ведется поиск решений этой проблемы, вопрос, можно сказать, сегодня уже получил реальное и адекватное решение. Если взглянуть на статистику, то увидим положительную динамику. Восемь лет назад, к 2008 году, у нас оставались 63 проблемных дома, в строительство которых вложились 7 тысяч человек. Только в 2016 году сданы семь долевых домов, в которых 1175 человек получили ключи от новых квартир. Таким образом, мы уже можем утверждать, что в республике найдена модель решения проблемы обманутых дольщиков.
Хотелось бы отметить, что проблема охватывает не только Татарстан, но и многие другие регионы РФ. То, что она попала в поле зрения президента Владимира Владимировича Путина, говорит о необходимости серьезного подхода к ее решению.
Вопрос недавно рассматривался в Госсовете Татарстана, я выступил с докладом перед нашими депутатами. Вы знаете, ситуацию с обманутыми дольщиками можно описать в цифрах, привести статистику. Однако надо помнить, что за каждой такой цифрой стоят люди, можно даже сказать, судьбы людей. Поэтому у нас в Татарстане отношение к этому вопросу самое внимательное. Ситуация находится на постоянном контроле правительства республики.
Принимая решение об участии в долевом строительстве, надо понимать, что всегда имеется фактор риска. Несмотря на это обстоятельство, на сегодняшний день объем вложений татарстанцев в этот сегмент рынка жилья составляет почти 70 млрд рублей. На рынке долевого строительства РТ работают 122 фирмы. Возводится более 350 домов, они находятся на разной степени готовности.
- Сколько из этого объема строящихся долевых домов на сегодняшний день в Татарстане проблемные? И какие меры принимаются, чтобы дольщики смогли получить свои квартиры без задержки?
- Таких домов у нас сейчас 29. Больше всего их в Казани - 17, шесть - в селе Куюки в Пестречинском районе, пять - в Набережных Челнах и один дом есть в Бавлах. Все эти объекты находятся на контроле президента РТ и республиканского правительства. Но помимо них мы еще занимаемся шестью сданными домами, в которых были обнаружены факты двойных продаж. Таким образом, сейчас в проработке у нас 35 проблемных объектов.
И по всем этим проблемным домам я могу озвучить жесткую позицию руководства республики: они в любом случае будут достроены.
Для работы с обманутыми дольщиками в республике создан оперативный штаб. Проводится прием граждан. Люди могут лично обратиться. Такое общение очень важно - в каждом случае мы более точно можем донести свою позицию, а также услышать замечания дольщиков, реагировать на каждый отдельный случай и более эффективно работать над поиском выхода из ситуации.
Кроме того, проводятся четыре раза в неделю еженедельные выезды на долевые объекты. За ходом реализации предпринимаемых мер следят муниципалитеты, а также инспекция Госстройнадзора РТ.
В первую очередь решаем проблемы по домам с высокой степенью готовности. Это логично, для их завершения требуется меньше затрат. Эти дома у нас в данный момент находятся в приоритете. Привлекаем инвестора, он сразу приступает к достройке.
- Наверное, сейчас стоит более подробно обрисовать ситуацию по каждому из объектов. Почти две трети всех проблемных домов находятся в Казани. Насколько остро стоит этот вопрос в столице республики?
- В Казани в этом году удалось предоставить квартиры 902 дольщикам. До конца года заселим еще 202 участников проблемного долевого строительства в дома ЖК "Молодежный", "МЧС". Что касается планов на будущее, то в 2018 году мы планируем обеспечить жильем еще 1018 дольщиков.
- Можете назвать какие-то принципиальные отличия нынешней ситуации с дольщиками от того, что было раньше?
- Здесь хотелось бы отметить, что сейчас нам приходится заниматься решением более сложных задач. Если раньше наша помощь в достройке заключалась в подключении домов к централизованным городским сетям (электро- и водоснабжения - ТИ), то сейчас ситуация иная. Сейчас основные проблемные дома находятся у застройщиков-банкротов. Руководители этих организаций арестованы, в их отношении идет следствие, приходится искать активы для завершения строек. Такие дома достраиваются только после решения вопросов с арбитражными управляющими и другими участниками строительства. Уже республиканскому правительству и муниципалитетам вынужденно приходится продолжать работу по достройке проблемных домов. Еще раз хочется напомнить, что долевое строительство - это рискованные вложения.
- Поиск инвестора, пожалуй, самая сложная часть работы по достройке проблемных домов. Рустам Камильевич, расскажите, какие на данный момент механизмы привлечения инвесторов задействованы правительством республики?
- В прошлом году президентом Татарстана Рустамом Нургалиевичем Миннихановым был подписан указ, который и стал основой создания этих механизмов. Указ предусматривает возможность передачи участков государственной и муниципальной земли в аренду застройщикам, которые инвестируют в достройку проблемных домов. И сегодня мы можем видеть реальные результаты применения этих механизмов.
Приведу один пример по Казани. Мы выделили участок, а заинтересованный в нем инвестор достроил дом. Это пятый дом в комплексе ЖК "МЧС", он рассчитан на 97 квартир - там строительство возобновилось из-за применения вот этих эффективных механизмов.
- Получается, схема довольно простая - инвестор вкладывает в строительство проблемного дома, взамен получает в аренду земельный участок?
- На первый взгляд, да. Но инвесторам мы ставим одно важное условие - процесс строительства проходит под полным нашим контролем. Строительные объемы принимаются муниципальным заказчиком, устанавливается четкий график освоения средств. Инвестор не может допустить срыва сроков сдачи, то есть объекты он должен достроить вовремя и без задержек.
Эта схема применяется как в Казани, так и в других городах республики.
Еще одна сложность заключается в том, что некоторые участки находятся в федеральной собственности. Сейчас у нас шесть таких участков - один в Челнах, и пять в Казани. Согласование с федеральными структурами - довольно длительная работа. Однако нам удалось получить добро по трем участкам, по остальным двум работа идет. В решении этого вопроса мы получаем поддержку от федеральных органов власти.
- Мы знаем, что для решения проблемы обманутых дольщиков в республике был создан специальный фонд. Как он работает? Насколько ощутима помощь этой структуры?
- Республиканский фонд поддержки (РФП) - это беспрецедентный для России государственный проект. Он был создан специально для поддержки вкладчиков и обманутых дольщиков. Фонд создавался некоммерческой организацией, учредителем является министерство земельных и имущественных отношений РТ.
В июле этого года фонд получил в собственность 759 гектаров земли в Казани. За счет этой земли и будет оказана помощь пострадавшим. На сегодняшний день предполагается четыре направления работы. Во-первых, это содействие в достройке домов с использованием земли. Во-вторых, мы планируем осуществлять выкуп долей по аналогии с положениями закона ФЗ-218, но на принципах добровольности. В-третьих, мы работаем над модернизацией реестра дольщиков с помощью фонда. Это поможет систематизировать работу и повысит прозрачность. И, наконец, четвертое направление. Мы готовим поправки к закону ФЗ-218 в части достройки объектов незавершенного строительства за счет целевого займа. Мы хотим распространить несколько положений закона на часть объектов, ставших проблемными до 2018 года.
В результате проделанной работы мы пришли к выводу, что необходим отдельный фонд для поддержки пострадавших дольщиков. Он должен работать по схеме, аналогичной РФП. В этот фонд мы внесем дополнительные земельные участки и обеспечим там необходимую инфраструктуру.
- Рустам Камильевич, вы сказали, что руководство республики держит постоянную связь с представителями пострадавшей стороны - на самом деле людям важно знать, что их дома будут достроены. Как происходит общение с обманутыми дольщиками, какие встречи проводятся?
- Встречи регулярно проходят в Минстрое РТ, исполкомах, а также в Доме правительства. Вы правы, люди должны знать, какая работа проводится, должны понимать, что они не остались наедине со своими проблемами. Нам удается обсуждать эти вопросы в открытом формате - недавно был проведен круглый стол, в котором участвовали более 20 представителей дольщиков. Представители правительства, муниципалитетов и Республиканского фонда поддержки детально рассказали о механизмах решения проблем. Обсуждали достройку домов и проведение сетей коммуникаций.
- Многие обманутые дольщики даже не подписывали договор долевого участия, являются ли они какой-то отдельной категорией или вы работаете и с ними?
- Нет, мы не выделяем их, работаем, как и с остальными. То есть занимаемся решением проблем не только тех обманутых, которые имеют договоры долевого участия, но и тех, которые подписали предварительные бумаги без регистрации в Росреестре: 30% из 5,5 тыс. дольщиков купили квартиры по предварительным договорам.
Хотелось бы подчеркнуть, что такие встречи очень нужны. Мы абсолютно уверены, что все дома будут достроены. Идет работа по подбору инвесторов, они есть, в скором времени будут утверждены по каждому из оставшихся объектов.
Главное, что работа дает реальные результаты. У нас есть четкое понимание, как мы будем двигаться к поставленной цели.
Для правительства республики нет вопроса достройки или не достройки проблемных домов: он принципиально решен руководством и правительством республики в пользу дольщиков, дело осталось только за технической реализацией. Процесс не очень быстрый, но я повторю: все дома будут достроены!