Дмитрий Артюхов: СШХ станет "проектом успеха" и основой для новой волны освоения Арктики
Врио губернатора ЯНАО рассказал о преемственности проекта Трансполярной магистрали конца 1940-х годов и новой роли Северного широтного хода
ТАСС, 6 сентября. Северный широтный ход - новая железная дорога в Ямало-Ненецком автономном округе (ЯНАО) – станет основой для новой волны освоения Арктики в России и "проектом успеха", необходимым для страны. Об этом рассказал накануне временно исполняющий обязанности губернатора региона Дмитрий Артюхов в телеинтервью.
"Это проект с очень долгой историей. <…> Накладывая карту 501-й и 503-й стройки [часть Трансполярной магистрали "Чум-Салехард-Игарка", строившейся в СССР в 1947-1953 гг. – прим. ТАСС] понимаешь, что в свое время, не зная этого совершенно, проектировщики провели дорогу по всем крупнейшим месторождениям, открытым чуть позже: Медвежье, Уренгойское, Заполярное. <…> Очень важно сохранить эту связь времен. Теперь есть возможность перевернуть страницу и этот проект преподнести по-новому – как проект успеха, проект, необходимый для развития страны", - сказал Дмитрий Артюхов.
По словам врио главы региона, сегодня очевидно, что если стройка была бы завершена в те годы, освоение Севера нашей стране стоило бы меньших ресурсов. "Это была необходимая дорога. Тем не менее, она не была завершена. Мы все помним те героические усилия по обустройству Севера, те известные кадры хроники, когда вышки ЛЭП везли вертолетами. Огромные ресурсы были задействованы для освоения Западной Сибири", - отметил Артюхов.
"Мы рады, что уже в XXI веке подходим к реализации [проекта железной дороги]. Сейчас мы стоим перед новой волной освоения Арктики, нам необходимо улучшать логистику. Такие задачи ставит глава государства. Поэтому проект снова становится своевременным", - констатировал врио губернатора.
О концессии
Ранее сообщалось, что правительство РФ распорядилось заключить концессионное соглашение с ООО "СШХ" по строительству железнодорожной линии Обская - Салехард - Надым. Артюхов назвал концессию, государственно-частное партнерство наиболее прогрессивной формой реализации таких крупных капиталоемких инициатив, позволяющих обеспечить их финансирование. В рамках проекта правительство ЯНАО выступит инвестором строительства автомобильной части моста через Обь и предоставит необходимую проектную документацию. Также регион предоставит в федеральную собственность земельные участки, необходимые для строительства магистрали, обеспечит доступ строителей к водным объектам и лесным участкам и предоставит льготы по налогу на имущество, пояснили ранее ТАСС в пресс-службе губернатора региона.
Северный широтный ход
Общая протяженность Северного широтного хода составляет 686 км. Затраты на создание железнодорожной магистрали оцениваются более чем в 230 млрд рублей.
В октябре 2016 года РЖД и правительство ЯНАО согласовали проект, предусматривающий строительство железной дороги Обская - Салехард - Надым - Пангоды - Новый Уренгой - Коротчаево с железнодорожными подходами. 24 декабря 2016 года в Москве была зарегистрирована компания-концессионер - ООО "СШХ". Ее совладельцами в настоящее время являются ООО "Спецтрансстрой" (50,1% акций) и структура РЖД - АО "КРП-Инвест" (49,9%).
Для РЖД это будет первый проект по схеме концессии. Согласно презентации РЖД, доля концессионера (специальной проектной компании) составляет 113 млрд рублей, концедента - 30 млрд рублей, РЖД - 105 млрд рублей.
Создание магистрали будет способствовать комплексному экономическому и территориальному развитию всего Ямало-Ненецкого автономного округа. Существующая транспортная инфраструктура недостаточно развита, чтобы обеспечить полномасштабную разведку и эксплуатацию месторождений, а также транспортировку добываемого сырья.
СШХ соединит Северную и Свердловскую железные дороги и станет элементом единой Арктической транспортной системы и инфраструктуры, обеспечивающей освоение природно-ресурсного потенциала российской арктической зоны. Кроме того, проект позволит разгрузить Свердловскую железную дорогу и Транссибирскую магистраль, перенаправив грузы на Северный широтный ход, позволив тем самым осуществить перевозку новых видов грузов.
Помимо строительства Северного широтного хода для обеспечения необходимой пропускной способности предусмотрена реконструкция участков Северной железной дороги от станции Коноша до станции Обская протяженностью 1 тыс. 667 км.