Азиатский феномен
«В Китае очень внимательно относятся к образованию: запрещают даже полеты самолетов над теми районами, где проводится гаокао», - говорит Анатолий Александров, ректор МГТУ им. Н. Э. Баумана.
Гаокао – это аналог российского ЕГЭ, дословно – «большой тест». За два дня выпускники школ сдают математику, естественные науки, китайский и английский языки. Сливки гаокао сразу же снимают передовые институты, к примеру, Пекинский политехнический университет. «Государство в Китае поддерживает повышенное внимание к техническому образованию не только в вузах, но и в школе», - продолжает Александров.
Дети из Азиатско-Тихоокеанского региона – этот образовательный феномен до сих пор не дает покоя западным исследователям образования. Самые слабые ученики китайских и японских школ дают фору американским сверстникам по физике и математике. Престижные американские университеты с удовольствием набирают абитуриентов из Азии. Исследователь из Мичиганского университета Гарольд Стивенсон посвятил изучению этого феномена более десяти лет.
Главное отличие восточной образовательной системы от западной, утверждает он, не в методике преподавания (хотя и это важно), а в жизненных установках, которые получают дети. В Азии социальные навыки прививаются ребенку в семье, а в школе делают упор на академические дисциплины. На Западе школа выполняет не только образовательные, но и социальные функции, причем им уделяют много внимания.
Главный плюс британского частного образования – всестороннее развитие ребенка, в том числе благодаря многочисленным внеурочным занятиям – клубам, спортивным акциям, творческим лабораториям.
В дополнение к серьезной академической подготовке ученики вовлечены во внеклассную жизнь школы, включая спорт, клубы, различные общества. Навыки, которыми овладевают ученики во время пребывания в школе, готовят их к жизни за пределами Dulwich.
Исследование Стивенсона показало, что в детском саду японцы и американцы практически не отличаются друг от друга интеллектуально. Но уже к пятому классу разница оказалась значительной. Особенно в области естественных наук: ученики азиатских школ были на голову выше американцев. Оказалось, что оборудование школы, организация питания и отдыха детей, разнообразие предметов – все это второстепенно для уровня образования. Чем больше часов отводится изучению традиционных академических предметов, тем тверже знания по математике и естественным наукам, а творческие дисциплины на результаты тестов не влияют.
Международное мониторинговое исследование качества школьного математического и естественнонаучного образования (TIMSS) – это программа, оценивающая знания школьников в 4 и 8 классах по всему миру. Сингапур, Тайвань, Южная Корея, Япония – вот страны, которые занимают первые места в рейтинге этого исследования в последнее десятилетие, не подпуская европейские державы к тройке лидеров. В исследовании отмечается не только общий уровень учеников, но и группы детей с очень высокими (и с очень низкими) показателями. «В четвертом классе очень высокие результаты показывают 35% детей Азиатско-Тихоокеанского региона. В восьмом классе – уже 50%», - говорит директор Института развития образования Высшей школы экономики Ирина Абанкина.
Отечественные традиции
Эксперты отмечают, что азиатский подход к преподаванию естественнонаучных дисциплин и математики во многом схож с образовательной системой, существовавшей в СССР. Техническое образование в нашей стране начало шагать в массы в годы индустриализации, престиж инженерных профессий рос в предвоенные и военные годы. Туполев, Лавочкин, Калашников, Макаров буквально становились народными героями. Затем в СССР строили атомные электростанции, межконтинентальные баллистические ракеты, атомные ледоколы, покоряли космос. Профессия все сильнее привлекала молодежь: если в 1940 г. выпуск инженеров для промышленности и строительства составлял 24 тыс. человек, то в 1960 г. – уже 95 тыс. человек. В последние советские годы около 40% студентов заканчивали технические вузы.
К этому времени народное хозяйство уже не могло переварить такого количества инженеров, которые зачастую томились в конторах, лишь номинально работая по специальности. Маятник качнулся, и в 90-х образование перешло на производство гуманитариев. Впрочем, этот образовательный цикл довольно быстро завершился: уже в нулевых заговорили о перепроизводстве юристов и экономистов. Назрело движение опять в сторону инженерных специальностей.
В 2009 году президент Медведев сформулировал пять направлений технологического прорыва, по которым должно развиваться государство. Приоритетами были провозглашены энергоэффективность, ядерные, космические, медицинские и информационные технологии. Были приняты федеральные целевые программы - "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2013 годы" и "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2009-2013 годы". Их финансирование составило около 270 млрд. руб. Словом, на техническое образование обратили внимание.
В русле новой политики в области образования – решение предоставить гражданам России возможность за госсчет обучаться по инженерным и медицинским специальностям в зарубежных университетах, включая Массачусетский технологический университет, Гарвардский университет, Кембриджский университет, а также Оксфордский и Йельский университеты. Соответствующую программу 20 июня подписал премьер-министр РФ Дмитрий Медведев. В рамках программы, рассчитанной на 2014 — 2016 годы, планируется обучить за государственный счет не менее 1,5 тысячи студентов.
В компании «Альбион», одном ли лидеров рынка обучения за рубежом для россиян, отмечают своевременность такой программы. В условиях острой нехватки современных молодых, энергичных, высококвалифицированных инженеров, исследователей, врачей образовательный «десант» из-за рубежа вполне может быть одним из путей относительно быстрого восполнения острого кадрового голода в России. Можно сказать, что в этом случае мы заказываем за рубежом не только изготовление отвечающих современным требованиям поездов или судов, но и их разработчиков и создателей.
Спорным представляется лишь требование к свежеиспеченным магистрам отработать потраченные за рубежом деньги российских налогоплательщиков в российских же компаниях сразу после окончания университета за границей. Гораздо больше практической пользы российским компаниям, организациям, и в том числе российскому бюджету могут принести выпускники не только выучившиеся, но и получившие опыт работы в серьезной зарубежной или транснациональной компании. Поэтому правильнее закрепить возможность «отработки» и после заключения первого 2-3 летнего контракта за рубежом, при согласовании места работы за границей, например, с профильным министерством или принимающей российской компанией.
«Мы все видим поддержку государства, видят ее и абитуриенты, - говорит ректор МГТУ им. Баумана Анатолий Александров. – Все хотят двигаться туда, где происходит развитие. В нашем вузе вырос конкурс, стало больше ребят с высокими баллами ЕГЭ. Этот тренд известен во всем мире – в кризисное время сильнее спрос на инженерное образование, которое дает надежную профессию».
Однако за годы гуманитарного реванша система технического образования, включая школьную подготовку старшеклассников, снизила свой уровень. Неплохие результаты по математике и естественнонаучным дисциплинам наши ученики показывают примерно до 7-8 класса, а в старшей школе знания по сравнению с зарубежными сверстниками ухудшаются.
Наши школьники 4 и 8 классов, согласно исследованию TIMSS, показывают хорошие результаты при международном сравнении. Страна держится в первой десятке, конкурируя с США и Англией. Фундаментальное ядро знаний в российской школе – на высоком уровне. Но на следующем – практическом – этапе мы теряем за счет неразвитости мотивационных ресурсов и потери самостоятельности. Ученики российских школ не понимают, что такое самостоятельный эксперимент, подготовка гипотезы и умение ее проверить.
А это уже как раз те качества, которыми сильны выпускники западных школ.
Эксперимент и мотивация
«Если сравнивать преподавание математики и теоретических разделов естественнонаучных дисциплин в российской школе и европейской, сравнение будет в пользу России, - продолжает Абанкина. – Только Финляндия с ее уникальной образовательной системой опережает нас. Правда, есть одно но: отставая от нас в области теоретических знаний, европейские школы сохраняют у детей мотивацию к достижению практического научного результата. Они проводят микроисследования, выполняют научные проекты, а не просто решают задачи по учебнику. Российские школьники в старших классах теряют интерес к учебе, веру в свои силы, и это почти невосстановимо. Дальше, в институте, на инженерные, научные специальности идут немотивированные ребята, которые не знают, чем заниматься».
Усиленная подготовка к единому госэкзамену ведет к ослаблению работы по остальным дисциплинам. К нам приходят очень умные ребята с хорошими баллами по физике и математике, но подготовка по гуманитарным наукам у них хуже, иногда проблемы с коммуникабельностью. А ведь любой универститет заинтересован в разносторонней личности. Однобоко заточенный, как отвертка, студент – это неправильно.
Каков же опыт западной школы?
«В Великобритании существует национальная система электроснабжения, которая состоит из генерирующих станций, проводов, вышек», - примерно так начинается в школе в Великобритании вводный урок физики по теме «Электричество». Напряжение, сопротивление, сила тока – все это тоже будет, но только позже, после того как ученики проведут свои первые опыты с электричеством и впервые зажгут лампочку, не щелкнув выключателем, а соединив провода в цепи. Это и есть главная особенность естественнонаучного обучения: эксперимент – король образования.
«Естественнонаучное образование в школах Великобритании очень наглядное, учебники похожи скорее на лабораторные практикумы. Ученикам на таких занятиях каждый раз предлагается роль экспериментатора-первооткрывателя (вспомните кадры про занятия в школе Хогвартс из фильмов про Гарри Поттера!), - рассказывает директор образовательной компании «Альбион» Валентин Щукин. - В этом главное отличие преподавания естественных наук в школах Англии, Шотландии, Уэльса по сравнению с Россией, где техническое образование основано главным образом на теории».
Если у наших школьников при переезде в Великобританию для обучения в школе возникают трудности с изучением истории или английской литературы, то с естественными науками и особенно с математикой проблем бывает меньше. «Если в российской школе ученик получал четверки по химии, физике, математике, то вполне возможно, хотя и посредством многомесячного упорного труда, занять такое же место и в учебной иерархии британской школы», - уверяет Щукин.
В целом школьники из России, Китая, Индии отличаются математическими способностями и учатся на высоком уровне по данному предмету, даже если уровень их английского языка невысокий. В британских частных школах создают атмосферу, которая способствует самостоятельной работе и прививает любовь к учебе на всю жизнь. Будет ли это разработка картонной машины, движущейся под воздействием воздушного шара или электронное устройство, которое выполняет перевод с вашего языка на иностранный язык – учителя выступают лишь в роли консультантов, разъясняя научные основы выполняемых проектов, помогая реализовать творческие замыслы. Мы выбираем меньшее количество тем для изучения, предоставляя учащимся возможность глубже понять материал и затем продемонстрировать практическое применение своих знаний без помощи учителя.
Так на кого же ориентироваться российской школе: на экспериментаторов с Запада или на прилежных учеников Востока? Восточная дисциплина или западная самостоятельность?
Истина, как всегда, посередине. Нельзя отходить от глубинной фундаментальной установки в образовании. Но также необходимо и разностороннее развитие личности. Все это как-то совмещалось в советской школе – интересовались и физикой, и лирикой, был и дух соревновательности. Помните, Кеннеди сказал - космос мы проиграли русским в средней школе. Я не призываю возвращаться к советской системе, да это сейчас и невозможно. Надо брать лучшее и с Востока, и с Запада, не забывая о том, что не всякая практика у нас приживется.