23 ДЕК, 09:00

Образование на экспорт: среди иностранцев растет интерес к российскому образованию

После начала военной спецоперации на Украине в феврале 2022 года и введенных против РФ санкций вузы Европы и США начали сворачивать сотрудничество в сфере образования с российскими университетами. Россия была исключена из всех структур Болонского процесса, а ряд межвузовских международных соглашений в области академической мобильности прекращен или приостановлен. Однако у иностранцев не пропал интерес к образованию в России. Как происходит перенастройка всех процессов — в материале ТАСС

Студенты из СНГ

По данным Минобрнауки, в РФ сегодня насчитывается свыше 351 тыс. иностранных студентов. Общее число иностранцев, получающих высшее образование в стране, выросло за последние три года более чем на 36 тыс. Также увеличена квота для зарубежных абитуриентов с 18 тыс. в 2021 году до 23 тыс. в 2022 году, в следующем году она достигнет 30 тыс. человек.

"Нет оснований полагать, что российские вузы в 2023 году ждет снижение численности иностранных обучающихся, поскольку в Россию на обучение приезжают, как правило, абитуриенты из стран Содружества Независимых Государств, Азии, Африки, Ближнего Востока и Латинской Америки, а не из европейских стран. Для иностранцев обучение в России привлекательно, поскольку ежегодно выделяются квоты на бесплатное образование, количество которых правительство РФ планирует увеличить в 2023 году", — говорит ректор РЭУ им. Г.В. Плеханова Иван Лобанов.

Директор по развитию международного образования и сотрудничества РАНХиГС Лариса Тарадина также отмечает, что студенты стран СНГ составляют основной поток иностранных студентов, которые приезжают в Россию. По ее словам, Президентская академия выступает базовой организацией по подготовке госслужащих для стран СНГ, поэтому порядка 80% от всех иностранных студентов РАНХиГС — это студенты именно из этого региона по сей день. ​

По данным агентства RAEX ("РАЭКС-Аналитика"), подавляющее большинство тех, кто приезжает учиться в Россию, — граждане из дружественных стран. По расчетам организации, это свыше 96% от всего иностранного контингента очной формы обучения. На студентов с Украины приходится менее 3%, и лишь 1% от всех иностранцев — это учащиеся из Северной Америки, Европы, Южной Кореи и так далее.

Перенастройка отношений

20 декабря 2022 года прекращено действие соглашения между Россией и Украиной о взаимном признании документов об образовании и ученых званиях. Сегодня это единственный известный случай, когда страна решила денонсировать образовательные отношения с РФ.

По данным Минобрнауки, Россия участвует больше чем в 70 двусторонних и четырех многосторонних соглашениях в области взаимного признания образования, квалификаций и ученых степеней. Также действуют свыше 20 тыс. межвузовских договоров, сообщал в июле замглавы Минобрнауки Дмитрий Афанасьев. После февраля ряд стран заявил о приостановке сотрудничества с Россией в рамках межведомственных и межправительственных программ, в частности это сделали Германия, Норвегия, имеются отдельные случаи прекращения или приостановки действия соглашений в области академической мобильности — данные заявления сделали некоторые вузы Эстонии, Швеции, Испании, Ирландии, Бельгии, Дании. "Хотя список партнеров и сократился, в университете продолжаются студенческие обмены и программы двойных дипломов", — отметил Лобанов.

РЭУ им. Г.В. Плеханова сохраняет отношения с некоторыми вузами Австрии, Германии, Испании, Италии, Франции. Подавляющее большинство тех, кто приезжает учиться в Россию, составляют студенты Вьетнама, Таджикистана, Казахстана, Украины, Белоруссии. Топ-5 направлений подготовки: экономика, менеджмент, IT и кибертехнологии, гостиничное дело, юриспруденция.

"Сейчас происходит перенастройка международной деятельности многих образовательных организаций, в том числе Президентской академии: в текущей ситуации открылось множество возможностей для расширения международного сотрудничества, усиления взаимодействия с новыми партнерами. Поэтому стоит говорить не о численности, а, скорее, об изменении состава и структуры иностранных студентов в России", — добавила Тарадина. Она считает, что расширение сотрудничества с азиатскими, африканскими, латиноамериканскими и арабскими странами — это хорошая тенденция, которая позволит студентам получать опыт межкультурного взаимодействия с представителями этих стран, других культур.

Подружиться с Африкой

Новый партнер РФ на образовательном поприще — Республика Зимбабве. 26 ноября пресс-служба Минобрнауки сообщила о подписании соглашения о взаимном признании документов об образовании. Россия окажет республике содействие в подготовке технических специалистов, в реализации проектов в рамках работы Российско-африканского сетевого университета.

Министерство намерено актуализировать некоторые соглашения о признании образования со странами Африки, поскольку они были заключены еще в советское время. Сейчас между РФ и африканскими государствами действуют 30 межправительственных соглашений по вопросам признания образования со стороны Африканского региона. Сегодня в России обучаются чуть более 30 тыс. африканских студентов, более 5,5 тыс. из них — за счет бюджета РФ.

При этом РФ не будет ограничиваться только Африкой. По словам главы Минобрнауки РФ Валерия Фалькова, министерство в новых геополитических условиях планирует развивать академическую мобильность со странами Латинской Америки и Юго-Восточной Азии, а также с Китаем и Индией.

"Сейчас значительно растет интерес к образованию в России со стороны арабских, африканских, латиноамериканских и азиатских стран. По сути, три четвери мира готовы сотрудничать с нами, приезжать в нашу страну работать и развивать партнерство. Конечно, есть ожидаемое снижение интереса со стороны ряда стран Европы и США. В то же время некоторые студенты из этих стран настолько заинтересованы в учебе в России, что приезжают, несмотря на все внешние факторы", — говорит Тарадина.

По ее словам, в Президентской академии сейчас также активно развивается формат преподавания русского языка как иностранного — причем не только в Москве, но и в филиалах — в Северо-Западном институте управления, в Уральском институте управления. Так, в филиале РАНХиГС в Екатеринбурге обучаются студенты из Экваториальной Гвинеи, Гаити, Кот-д’Ивуара, Египта и ряда других африканских и арабских государств.

"Стоит отметить комфортную образовательную среду. Российские вузы, в том числе и Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, предоставляют возможность обучаться как на русском, так и на английском языке. Также студентам оказывается помощь в адаптации", — добавил Лобанов. По его словам, на примере приемной кампании в Российском экономическом университете им. Г.В. Плеханова за 2022 год можно судить, что РФ ожидает прирост иностранных студентов, "поскольку количество абитуриентов из-за рубежа превысило ожидаемые показатели". 

Кирилл Борискин

Читать на tass.ru
Теги