На стыке территорий и традиций
— В глубинке мы наблюдаем смесь языческих и христианских традиций. На архаические традиции русских наложилось то, что предложила православная церковь, — рассказывает доцент кафедры русского языка, общего языкознания и речевой коммуникации Ксения Осипова.
Топонимическая экспедиция филологов Уральского федерального университета, которая поддержана грантами Российского научного фонда, уже около 60 лет собирает забытые слова и коллекционирует обряды российской глубинки. Специфика празднования и верований в первую очередь зависит от особенностей территорий, говорят ученые. По словам филологов, празднование Нового года на Русском Севере в большей степени обладало языческими чертами, в центре — православными. На севере большая часть обрядов была связана с защитой урожая, а южнее, где проблем с урожаем было меньше, — с защитой скота. Так, в Архангельской области внимательно следили за осадками: если в Рождество выпадет снег, то будет хороший урожай. В Тамбовской области по густоте рождественского тумана определяли будущий удой у коров.
В первый день Рождества люди старались делать то, чем бы им хотелось заниматься целый год. А в некоторых регионах, отмечают филологи, был запрет на работу: нельзя прясть, шить, поскольку якобы это могло повлиять на потомство — дети родятся слепые. По поверью, таким было наказание за непочтительное отношение к празднику. Ребенок теряет способность заниматься кропотливым ручным трудом, поскольку именно этот вид работы выполняли его родители в Рождество. А еще, если прясть в Рождество, можно призвать Святеху — нечистую силу, которая явится прясть лен и принесет несчастье.
По гендерному признаку праздники делятся на мужские и женские, поясняет доцент кафедры иностранных языков Уральского государственного медицинского университета, старший научный сотрудник кафедры языков массовых коммуникаций УрФУ Ольга Моргунова. Рождество — мужской праздник, а, например, день Богородицы (8 января) — женский. Рождествовать, то есть прославлять Христа ходили лишь мальчики и мужчины, женщинам из дома выходить было не положено. Зато они праздновали следующий после Рождества день, который назывался Бабий день, Бабины, Бабьи каши. В этот день женщины ходили к повитухам, которые помогли им при родах. В благодарность повивальным бабкам приносили угощения: пироги, сало, крупу и муку. Покровительницей женщин считалась Богородица, которая, по поверью, в день после рождения Христа отдыхала от родов.
Приход женщины в дом в Рождество считали дурной приметой. Но это было не везде — например, в некоторых районах Орловской области верили, что если в дом придет женщина — то корова родит телушку, а если придет мужик — то родится бык.
Души предков и жены-мороносицы
Время между Рождеством и Крещением — Святки. Любые действия в этот в период обладали магическими свойствами. Как отмечают филологи, дни, которые в библейской традиции наполнены особой святостью, в народных поверьях связывались с действием темных сил и сопровождались порой мрачноватыми обрядами.
В это время активизируются колдуны, которые пытаются навредить соседям: отобрать молоко у коров, оставить без урожая на будущий год. В эти же дни усиливается связь с умершими родственниками. Считается, что это переходное время от старого к новому году, когда стираются границы между земным и потусторонним мирами. Души предков и нечистая сила посещают мир людей и могут повлиять на них как положительно, так и отрицательно. С этим представлением связаны и гадания — попытка заглянуть в будущее с помощью нечисти.
— Отсюда традиция поминать и приглашать души предков за стол. В некоторых областях такие обряды зафиксированы: накрывают стол и ставят приборы для умерших родственников — считается, что их души придут на праздничную трапезу. Еще одно поверье из Тамбовской области: там разводили костры накануне Рождества, чтобы сжечь все ненужное. Считалось, что этот костер согреет "ножки родителям" — умершим родственникам. По поверью, они могут влиять на урожай и скот. Чтобы зерна было много и скотина не болела, предков нужно было задобрить, — рассказывает Ольга Моргунова.
Переплетение православных и языческих традиций иногда создает нечто совершенно новое. Например, весенний день жен-мироносиц в Тамбовской области превращается в день жен-мороносиц, в который принято "морить" — забивать кур.
— Народу не очень понятно, кто такие жены-мироносицы, и он ищет объяснение этому наименованию. Так появляется народное название дня в честь жен-мироносиц, а для закрепления придуманной мотивации возникает и новый обычай — "морить кур", — говорит Моргунова. В Прикамье филологи фиксировали даже Рождество для мертвых — название Крещения, когда, по местным поверьям, у умерших родственников заканчивается пост — так люди объясняли себе необходимость поминать предков.
На Русском Севере в период святок были очень распространены ритуальные бесчинства, когда молодежь озорничала и хулиганила. Могли залить крыльцо водой — дверь не открывается, порог скользкий. Припирали дверь, чтобы люди не могли выйти из дома. Инструменты закидывали на крышу, дрова разбрасывали по всему двору. Можно было осыпать двор золой или измазать ворота сажей, заложить дымоход или опустить в трубу веревочку с перьями — тяга прекращалась, весь дым шел в дом. Чаще всего так наказывали людей, которых недолюбливали или которые отказались угостить колядующих.
Подростки могли вытоптать дорогу от дома парня к девушке, чтобы выставить напоказ отношения, которые в обычной жизни не афишировались, отмечает Ксения Осипова.
Кулешменцы и козульки
— На территории Костромской области была традиция наряжаться кулешменцами. Обычно парни брали тулуп, выворачивали его наружу мехом, мазали лицо сажей, надевали неказистые шапки-ушанки, чтобы выглядеть как черти. В таком виде ходили по деревне, пугали девушек или прохожих, — рассказала Осипова.
Согласно поверьям, кулешменцы в период от Рождества до Крещения выходят из воды и могут ходить по земле в образе людей. Нередко они являются в облике бабы с ребенком, которая приходит в гости и сидит в доме до тех пор, пока не наступит Крещение. До того как будет освящена вода, кулешменец должен убежать и прыгнуть в водоем, чтобы успеть вернуться в свой мир.
— Поскольку домом кулешменцев считали воду, скорее всего, первоначально это было название водяного. Само слово не очень ясно с точки зрения происхождения. Есть версия, что русские заимствовали это название из языка коми, где кулюшун — водяной дух, бес, черт, — объясняет Осипова.
Молодые мужчины рядились в чертей, другую самую разную нечисть, изображали покойников и разыгрывали шуточные похоронные церемонии, чтобы повеселить и попугать соседей. Для этого делали страшные маски, мазались белилами и сажей, вставляли вырезанные из репы огромные зубы. А на севере, например, в Архангельской области, одевались в медведей. Но и нечистой силе в этот короткий период празднования доставалось: в Архангельской области существовал обычай сжигания Кикиморы — соломенного чучела. Это должно было принести хороший урожай и счастливую жизнь молодоженам.
— Изготавливалась обрядовая выпечка — это крендели, так называемые козульки — фигурки в виде животных и птиц. Ими угощали колядовщиков за песни. Считалось, что такие фигурки придадут здоровья тем, кто их съест. В Костромской области пекли "кресты" — булочки в виде крестиков. Их не ели, а клали в зерно — считалось, что так оно лучше сохранится, — рассказывает Ольга Моргунова.
Что можно услышать на перекрестке и зачем обнимать забор
Одним из главных развлечений для девушек в Рождество были гадания, которые, конечно же, не поддерживались церковью и считались делом греховным. Однако изжить практику гаданий не могли никакие церковные запреты. Для молодежи, в основном для девушек, главный интерес — узнать, кто будет суженым, когда выйдешь замуж. Люди постарше гадали на урожай: каким уродится лен или рожь, будет ли год голодным или сытым.
Гадания чаще всего проводились в маргинальной, пограничной зоне: около окна, на перекрестке, у забора или "на крестах" — на перекрестке. Например, могли подойти к окну и слушать, о чем говорят хозяева, и первое услышанное проецировали на свою судьбу. На перекрестке вставали в очерченный на снегу круг и слушали: с какой стороны зазвенят бубенцы — оттуда и жених. Гадали с помощью снега — "пололи" его в подоле: встряхивали и смотрели — в какую сторону полетит, там и жених. На улице могли закрыть колодец и уже из дома звать: "суженый-ряженый, приходи коня поить". Суженому деваться было некуда: колодец закрыт — вот он и явится к девушке воды просить.
Конечно, гадать можно было и не отходя от дома. Так, одна из девушек тайком прятала солонку в сугроб, а другие начинали искать ее в снегу, кому попадется — та и выйдет замуж в будущий год. "Обнимали забор": выходили за ворота и пытались обхватить как можно больше досок: если "обнимешь" четное количество — то выйдешь замуж, нечетное — будешь в этот год одна.
Перед сном девушки клали под подушку лоскуток и приговаривали: "Новый лоскут в новый год покажи мне жизнь вперед". Прятали под подушку кусочек хлеба, чтобы заманить жениха и он явился девушке во сне. Помогали в предсказании судьбы и животные: перед петухом ставили два блюдечка, одно с зерном, другое — с водой. Если петух сначала клевал зерно, то муж будет богатый, если пил воду — пьяница.
Еще одной маргинальной территорией, где можно было гадать, считались бани. Обычно, чтобы снизить риски пожаров, их располагали вдали от домов, а потому считали их не своим, не домашним, чужим пространством и "населяли" нечистой силой, не рискуя заходить туда в темное время.
— Девушки собирались в бане, выставляли свою заднюю часть в дверь или продух и ждали, что их кто-то потрогает. Если голой рукой — значит, муж будет бедный, а если в варежке мохнатой — то богатый, — рассказывает Ксения Осипова, отмечая, что это гадание было очень распространено на Русском Севере.
Всем этим традициям, по оценкам экспертов, не менее двух веков — именно в XIX веке российские филологи прицельно начали собирать эти обычаи и лексику глубинки. Но они явно намного старше, отмечает Ольга Моргунова. Сейчас, судя по рассказам, собранным в экспедициях, все эти гадания, традиции, обряды уже не наделяют такой магической силой. Колядовать, хулиганить и гадать ходят только дети — в качестве забавы.
Виктория Ивонина