Telegraph: глава расследования гибели "Титаника" считал решающим моментом скорость лайнера
Судья Высокого суда Лондона лорд Мерси также раскритиковал действия капитана Стэнли Лорда, грузовое судно которого Californian находилось достаточно близко и могло прийти на помощь людям, находившимся на борту тонущего лайнера
ЛОНДОН, 28 декабря. /ТАСС/. Судья Высокого суда Лондона лорд Мерси, возглавлявший расследование обстоятельств крушения британского лайнера "Титаник" и гибели более 1,5 тыс. человек, акцентировал внимание в личном дневнике на большой скорости пассажирского лайнера и отсутствие у экипажа навыков спуска спасательных шлюпок на воду. Об этом сообщает газета Daily Telegraph.
О трагедии, произошедшей в апреле 1912 года после столкновения корабля с айсбергом в водах Северной Атлантики, написано, как напоминает издание, бесчисленное количество книг, в которых анализируются самые незначительные детали и приводятся порой невероятные версии гибели "Титаника". Однако личное мнение главы расследования, проведенного с 2 мая по 3 июля, 1912 года приводится впервые. Выводы лорда Мерси содержатся в дневнике в красном кожаном переплете, с содержанием которого его потомки ознакомили создателей документальной ленты Titanic’s Lost Evidence, выходящей в эфир 5 января.
В вердикте на суде лорд Мерси отметил высокую скорость "Титаника" в условиях сложной ледовой ситуации, однако заявил, что "не может винить капитана [Эдварда] Смита". Он также раскритиковал действия капитана Стэнли Лорда, грузовое судно которого Californian находилось достаточно близко и могло прийти на помощь людям, находившимся на борту тонущего лайнера.
Согласно же личным записям судьи, принявшего участие в опросах более сотни свидетелей, наибольшую обеспокоенность в этом деле у него вызывали два аспекта. Во-первых, почему двигатели пассажирского корабля работали почти на полную мощность, несмотря на получение предупреждений об опасных айсбергах, которые могли буквально разорвать корабль; и, во-вторых, почему не были проведены надлежащие учения с использованием спасательных шлюпок. Такая тренировка была лишь однажды и быстро завершилась после спуска на воду всего лишь двух весельных лодок.
"Скорость, 21 узел (1 узел - 1852 м/ч) - подчеркивает автор записей. - И она не снижалась до столкновения, несмотря на опасную близость айсбергов<...>". И это после того, как "Титаник" "проинформировали [об опасности] два судна". Лорд Мерси сопровождает эти рассуждения изображениями в попытке представить возможность обнаружения кораблем ледовой опасности.
Эксперт по "Титанику" юрист из Филадельфии Крейг Сопин заявил Daily Telegraph, что замечания, свои "взгляды [лорд Мерси] записывал одновременно с показаниями свидетелей". Подобные записи судьи, имевшего морское образование, его попытки докопаться до истины никто, по словам эксперта, "никогда не увидит - они хранятся в секрете". Достоянием гласности становится "лишь окончательное мнение". "Вот что здесь важно", - сказал Сопин.