Партии, госкорпорации, религиозные объединения не могут быть признаны иноагентами
Согласно законопроекту "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием", иноагентами также не могут быть признаны органы публичной власти РФ и органы управления государственными внебюджетными фондами
МОСКВА, 25 апреля. /ТАСС/. Органы публичной власти РФ, политические партии, госкорпорации и религиозные объединения не будут признаваться иностранными агентами. Это следует из законопроекта "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием", внесенного в Госдуму в понедельник. Текст документа есть в распоряжении ТАСС.
"Иностранными агентами не могут быть признаны органы публичной власти РФ, лица, подконтрольные РФ, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, публично-правовые компании, государственные компании, государственные корпорации, а также лица, подконтрольные им, органы управления государственными внебюджетными фондами", - указано в тексте законопроекта.
Иноагентами также не могут быть признаны религиозные организации и политические партии, зарегистрированные в установленном законом порядке.
Согласно документу иностранным агентом предлагается считать "лицо, получившее поддержку и (или) находящееся под иностранным влиянием в иных формах", осуществляющее определенные виды деятельности. Законопроект устанавливает, что иноагентами могут быть признаны российское или иностранное юридическое лицо, общественное объединение, действующее без образования юридического лица, иностранные структуры без образования юридического лица, а также физические лица независимо от наличия или отсутствия у них гражданства.
Иностранное влияние
Инициативой предлагается ввести понятие "иностранное влияние", под этим будет пониматься предоставление иностранным источником лицу поддержки или оказание воздействия на лицо, в том числе путем принуждения, убеждения и другими способами.
Под поддержкой лиц со стороны иностранных источников подразумевается предоставление денежных средств или другого имущества, а также оказание иностранным источником организационно-методической и научно-технической помощи.
Проект закона также уточняет перечень иностранных источников. К ним будут относиться иностранные государства и их органы публичной власти, международные и иностранные организации, иностранные граждане, лица без гражданства. Граждане и юридические лица РФ, которые получают денежные средства от таких лиц и их уполномоченных и выступают посредниками при получении материальной помощи, также могут считаться иностранными источниками.
Под посредником понимается гражданин России или юрлицо, осуществляющее передачу средств от иностранного источника либо иного лица, находящегося под прямым или косвенным контролем такого источника.
Иностранным источником также могут считаться российские юридические лица, бенефициарными владельцами которых выступают иностранные граждане или лица без гражданства. К иностранным источникам также предлагается отнести лиц, которые находятся под влиянием всех вышеперечисленных иностранных источников.
Виды деятельности
Инициатива также уточняет виды деятельности, за которые лица могут быть признаны иноагентами. В частности, речь идет о политической деятельности, целенаправленном сборе сведений в области военно-технической деятельности РФ, а также о распространении сообщений и материалов для широкого круга лиц и участии в создании таких материалов.
Под политической деятельностью понимается деятельность в сфере "госстроительства, защиты основ конституционного строя, федеративного устройства, защиты суверенитета и обеспечения территориальной целостности РФ, обеспечения законности, правопорядка, государственной и общественной безопасности".
Кроме того, под политической предлагается понимать деятельность, направленную на оборону страны, внешнюю политику, социально-экономическое и национальное развитие, развитие политической системы, деятельность органов публичной власти, законодательное регулирование прав и свобод человека. Если организация занимается вышеуказанной деятельностью, но в учредительных документах компании указаны другие цели и задачи, то такая организация признается политической.
Указывается, что политическая деятельность подразумевает под собой организацию митингов и публичных выступлений, участие в деятельности, направленной на получение определенного результата на выборах или референдуме, наблюдение за выборами. Политической деятельностью также будут считаться публичные обращения к органам публичной власти, формирование общественно-политических взглядов и вовлечение граждан, в том числе несовершеннолетних, в вышеуказанную деятельность.
При этом к политической не будут относиться деятельность в области науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, социального обслуживания, социальной поддержки и защиты граждан, пропаганды здорового образа жизни и благотворительная деятельность.
Сбор сведений и распространение информации
Иногагентами предлагается признавать лиц, находящихся под иностранным влиянием и занимающихся целенаправленным сбором сведений в области военной, военно-технической деятельности РФ, которые при их получении иностранными источниками могут быть использованы против безопасности России. При этом будет учитываться отсутствие признаков преступлений, предусмотренных ст. 275 ("Государственная измена") и 276 ("Шпионаж") Уголовного кодекса (УК) РФ.
Кроме того, иноагентами могут быть признаны лица, находящиеся под иностранным влиянием и занимающиеся распространением предназначенных для неограниченного круга лиц печатных, аудио-, аудиовизуальных и иных сообщений и материалов, в том числе в интернете, а также участвующие в подготовке таких материалов.
Указывается, что финансирование таких мероприятий, равно как и финансирование сбора данных о военно-технической деятельности, также станет основанием для признания лица иноагентом, если оно находится под иностранным влиянием.
Следите за нашими новостями в Telegram, "ВКонтакте" и "Одноклассниках".