В РПЦ прокомментировали возможность причащать раненных участников военных действий
По словам протоиерея Димитрия Пашкова, можно "причащать абсолютно спокойно, если совесть воина не отягощена какими-то тяжкими смертными грехами"
МОСКВА, 25 мая. /ТАСС/. Священнослужители Русской православной церкви могут причащать раненых, которые участвовали в военных действиях, в том числе на Украине и в Донбассе. Об этом заявил в среду ТАСС преподаватель кафедры общей и русской церковной истории и канонического права Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (ПСТГУ) протоиерей Димитрий Пашков, комментируя высказываемые сомнения по этому поводу со стороны клириков и верующих.
"В больницах России сейчас находятся на излечении военнослужащие, израненные в боевых действиях в специальной военной операции. И священники ставят вопрос, можно ли их причащать? Мы можем опираться на тот опыт и на те документы, который были собраны до 1917 года. То есть, причащать абсолютно спокойно, если совесть воина не отягощена какими-то тяжкими смертными грехами", - сказал Пашков.
Выступая в среду на секции "Актуальные вопросы больничного служения" в рамках XXX Международных образовательных чтений, священник привел некоторые высказывания признанных всей Церковью святых по теме участия верующих в военных действиях.
Причащение воинов
"13 правило святителя Василия Великого: "Убийство на войне отцы наши не считали убийством. Но пожалуй, хорошо бы посоветовать, чтобы они, воины, как имеющие нечистые руки, в течение трех лет удерживались только от приобщения (причащения - прим. ТАСС)". Как мы видим, это не императив, а рекомендация", - сказал Пашков. В то же время, добавил он, известно и первое правило святителя Афанасия Александрийского, согласно которому "не позволительно убивать, но убивать врагов на брани и законно, и похвалы достойно", при этом святой ничего не упоминал о причащении воинов.
Также Пашков рассказал об истории полкового священника, который во время Русско-японской войны 1904-1905 годов наблюдал за сражениями, подходил к получившим ранение воинам и тут же предлагал им причаститься. Кроме того, в изданном в 1916 году в России указании полковым священникам, в частности, говорилось о том, что капеллан может и должен причащать раненных.
"Дальнее наше церковное поместное законодательство умалчивает о возможности причащения или необходимости отлучения, удержания от причастия воинов, участвующих в боевых действиях. Но само представление, что после участия в военных действиях человека нужно удерживать от причащения, <...> с точки зрения элементарной справедливости человеческой представляется абсурдным", - подытожил протоиерей Димитрий.
Председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Московского патриархата епископ Верейский Пантелеимон (Шатов) со своей стороны добавил, что перед тем, как причащать раненого военного, нужно пообщаться с ним и узнать, какие грехи он совершил во время боевых действий. "О том, как воин относился к мирным жителям, к пленным, надо спрашивать на исповеди", - сказал епископ.