17 ИЮН, 00:03

Ректор МГУ предложил использовать многовариантную модель обучения в высшем образовании

По мнению Виктора Садовничего, она должна включать программы специалитета, бакалавриата, интегрированной и традиционной магистратуры

МОСКВА, 16 июня. /ТАСС/. Модель подготовки в системе российского высшего образования должна быть многовариантной, то есть включать специалитет, бакалавриат и магистратуру, а также шестилетние программы интегрированной магистратуры. Об этом со ссылкой на ректора Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова Виктора Садовничего сообщается в четверг на сайте МГУ.

На базе вуза состоялось общее собрание Ассоциации классических университетов России (АКУР). "В своем выступлении В. А. Садовничий отметил ряд недостатков существующей с 2011 года уровневой модели высшего образования и предложил при обновлении отечественной системы подготовки кадров ориентироваться на гибкую многовариантную модель подготовки в системе высшего образования, включающую программы специалитета, шестилетние программы интегрированной магистратуры, традиционные программы бакалавриата и магистратуры", - говорится в сообщении.

Отмечается, что в наукоемких и высокотехнологичных областях образования приоритет следует отдать программам непрерывной подготовки - специалитету и интегрированной магистратуре.

Кроме того, Садовничий отметил, что утвержденный Минобрнауки РФ в феврале 2022 года новый перечень специальностей и направлений подготовки высшего образования "по целому ряду позиций не соответствует требованиям Стратегии научно-технологического развития России и новым глобальным вызовам, поэтому должен быть пересмотрен, а его введение должно быть перенесено с 2024 года на более поздний срок".

Участвующая в собрании руководитель фонда "Талант и успех", сопредседатель центрального штаба ОНФ Елена Шмелева поддержала Садовничего в необходимости ориентации на многовариантную модель подготовки. По ее мнению, это позволит вузам "развивать уникальные подходы к образованию и предоставлять талантливым студентам возможность построения эффективных индивидуальных образовательных траекторий". Председатель комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Лилия Гумерова свою очередь заявила "о готовящемся законопроекте, который закрепит подготовку кадров для ряда технологических отраслей исключительно в виде специалитета". Кроме того, она критически отозвалась о действующей системе распределения государственного задания на подготовку специалистов, призвала ее существенно переработать.

О Болонской системе образования и перечне

Глава Минобрнауки РФ Валерий Фальков 24 мая назвал Болонскую систему образования "прожитым этапом". Он заявил, что в России появится своя система. Ведомство предполагает переходный период от Болонской системы к национальной, радикальной смены не будет.

По словам замглавы министерства Дмитрия Афанасьева, 11 апреля Болонская группа объявила о решении прекратить представительство России во всех структурах Болонского процесса. Одним из оснований стало то, что руководители высших образовательных организаций подписались под обращением Российского союза ректоров о поддержке президента в связи со специальной военной операцией на Украине.

В марте пресс-служба Минобрнауки сообщала, что министерство утвердило перечень специальностей и направлений подготовки высшего образования, которые вступят в силу с 1 сентября 2024 года. Перечень должен повысить гибкость образовательных программ, а также их соответствие потребностям рынка труда. Кроме того, ввели новые области образования и укрупненные группы специальностей и направлений подготовки.

Читать на tass.ru
Теги