16 ИЮЛ, 13:21

Под Владимиром нашли костяную пластину, предположительно, с ларца Ивана Грозного

Археологи также нашли фрагмент черепицы с процарапанным до обжига рисунком

ТАСС, 16 июля. Археологи впервые обнаружили на территории бывшей резиденции московских царей в Александровской слободе фрагмент костяной пластины, предположительно, от ларца Ивана Грозного. Об этом рассказала ТАСС главный хранитель музея-заповедника "Александровская слобода" во Владимирской области Елена Жилкина.

"Археологи нашли два предмета, которые они считают уникальными не только для Александровской слободы, но и для всех археологических памятников Московского царства. Это фрагмент черепицы с процарапанным до обжига рисунком и миниатюрный костяной рельеф, <...> предположительно, из вещей, принадлежащих Ивану Грозному", - сказала она.

По словам Жилиной, в музее-заповеднике с середины 2000 годов проводит раскопки Древнерусская археологическая экспедиция Государственного Эрмитажа под руководством Сергея Томсинского, на днях археологи передали в музей две уникальные находки, которые к осени разместят в экспозиции "Государев двор в Александровской слободе". Их нашли в раскопе у бывшей Большой палаты Ивана Грозного, где принимали иностранных послов, проводили торжества, в том числе свадьбы.

О костяном рельефе

По словам Жилкиной, костяной рельеф в Слободе найден впервые. "Это небольшая пластина цевки, на которой вырезан обнаженный мужчина, который стоит у массивного столба, <...> перед нами милостивый блудник, персонаж из притчей Пролога, человек, который жил во времена византийского императора Льва Исавра, и, как нам Пролог рассказывает, творящий грех прелюбодейственный, но в то же время творящий и милостыню, за это он был прикован к столбу между адом и раем <...> Предварительно, пластинку датируют второй половиной XVI века, скорее всего, эта пластинка [использовалась] как накладка ларца, предположительно, из обихода вещей царя Ивана Грозного, или его ближайшего окружения, потому что сюжет о милостивом блуднике становится очень популярным в XV-XVI веке, его начали изображать на иконах Страшного суда", - рассказала она.

По ее словам, пластина длиной около 7 см и шириной порядка 2,5 см сохранилась частично, предполагается, что на ней также мог быть изображен ангел со свитком, который принес милостивому блуднику весть, что тот не попадет ни в ад, ни в рай.

О найденной черепице

Жилина рассказала, что на черепице сделан рисунок: мастер до обжига нарисовал схему с прямыми и пунктирными линиями. "Археологи считают, что эту схему выполнил человек, прошедший обучение в европейской архитектурной графической традиции, он работал быстро и четко представлял себе, что изображает <...> такими приемами пользовались ученые эпохи Возрождения, что нас отсылает к чертежам, рисункам Леонардо да Винчи и дает основание предположить, что, с большой долей вероятности, эту схему-чертеж сделал итальянский мастер или архитектор, который приехал в Александровскую слободу по заказу Василия III Великого Московского Князя строить дворцы (в начале XVI века). Предположительно, на черепице нарисован строительный чертеж стропильной системы крыши, куда, возможно, потом эту черепицу с чертежом и положили", - сказала она.

Государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник "Александровская слобода" расположен в Александровском кремле - одной из старейших резиденций московских государей. К 1513 году русскими и итальянскими мастерами здесь был воздвигнут дворцово-храмовый ансамбль. С 1565 года Слобода почти на два десятилетия приняла на себя статус столицы, именно здесь Иван Грозный руководил Российским государством, а слобода стала дипломатическим, политическим и культурным центром средневековой России.

Читать на tass.ru
Теги