Газовая турбина для компрессорной станции "Портовая" "Северного потока", находившаяся на ремонте в Канаде, пока остается в Германии. Немцы заявляют, что готовы отправить ее в Россию, но оказалось, что сделать это затруднительно, потому что возвращению препятствует "Газпром". В свою очередь, газовый концерн скептически относится к качеству произведенного ремонта, а также ждет от контрагентов снятия санкций, причем с письменными гарантиями.
О том, как развивается история вокруг турбины, читайте в материале ТАСС.
О какой турбине идет речь?
Газовая турбина — один из шести основных двигателей на компрессорной станции "Портовая", которые используются "Газпромом" для прокачки газа по "Северному потоку" из России в Европу. Турбина произведена немецким концерном Siemens Energy и принадлежит "Газпрому".
Как турбина оказалась в Канаде?
Она была отправлена туда на ремонт. Как заявлял председатель правления "Газпрома" Алексей Миллер, все двигатели для перекачивающей станции "Северного потока" Siemens ремонтирует только на одном заводе в Монреале.
Когда она должна была вернуться?
В мае. По договору обслуживания между "Газпромом" и Siemens российский холдинг должен был самостоятельно организовать перевозку турбины из Канады в Россию после ремонта. Но канадские власти отказались возвращать ее из-за введенных против "Газпрома" санкций. Оттава отнесла турбину к категории товаров двойного назначения. Одновременно с этим 28 июня Канада объявила, что готова увеличить экспорт собственного сжиженного газа в Европу и для этого расширить возможности терминала на своем восточном побережье. Правда, даже сами канадцы признают, что на это уйдет несколько лет.
Как невозврат сказался на поставках газа?
Газпром тем временем объявил о снижении объемов прокачки газа по трубе. С 14 июня подача газа упала со 167 млн до 100 млн кубометров в сутки, спустя два дня — до 67 млн кубометров. Помимо отсутствия турбины, как сообщала компания, на падение объемов повлияли "выработка межремонтного ресурса газоперекачивающих агрегатов" и "выявленные технические неисправности двигателей". Из-за этого были остановлены еще три агрегата. А в июле Владимир Путин лично обратил внимание иностранных потребителей газа на то, что объемы могут упасть еще больше. "Еще одна машина уже вышла из строя, потому что там какая-то внутренняя облицовка отвалилась, это Siemens подтвердил", — сказал президент 20 июля. 27 июля "Газпром" объявил, что снижает прокачку до 33 млн кубометров. То есть сейчас "Северный поток" работает на 20% своей мощности.
Как турбина оказалась в Германии?
После демарша Канады за возвращение "невыездной" турбины взялись Siemens и немецкие власти. Переговоры шли несколько недель, и 9 июля Канада согласилась вернуть турбину. Но не России, а Германии, которая должна была передать ее "Газпрому". В середине июля агрегат отправился в путь и в конце месяца оказался в городе Мюльхайм-ан-дер-Рур.
Почему "Газпром" отказывается принимать турбину?
Когда турбина оказалась в Германии, выяснилось, что "Газпром" остался недоволен качеством ремонта. Как заявил замглавы "Газпрома" Виталий Маркелов, Siemens устранила не больше четверти неисправностей. "По остальным мы, к сожалению, так и не получили конструктивных предложений по восстановлению безопасности, надежности двигателей в соответствии со всеми требованиями законодательства Российской Федерации", — сказал он.
В результате канцлер ФРГ Олаф Шольц изъявил желание лично осмотреть турбину и, разумеется, нашел ее в полной исправности. После осмотра он заявил, что двигатель может быть отправлен в Россию в любой момент, как только "Газпром" предоставит информацию для прохождения таможни. "Нет никаких санкций в газовой сфере, которые бы запрещали использование этой турбины", — сказал канцлер.
Но проведенная Шольцем визуальная экспертиза "Газпром" не убеждает. Помимо технических претензий, газовый концерн указывает на нарушения контракта и сохраняющиеся санкционные риски.
О каких нарушениях говорит "Газпром"?
По договору двигатель должен был поступить непосредственно в Россию. "Канадские власти выдали документы на вывоз двигателя, которые никоим образом не связаны с действующим контрактом, компании Siemens Energy Canada Limited, которая не является стороной по контракту", — говорится в сообщении "Газпрома" в его официальном Telegram-канале. Поставка двигателя из Канады в Германию также создает риски, связанные с применением санкций ЕС. "Газпром" ссылается на положения, принятые самим же Евросоюзом и запрещающие в том числе поставку или передачу газотурбинных двигателей в Россию. Газпром справедливо опасается, что западные "партнеры" в удобный им момент начнут препятствовать и ремонту других агрегатов.
"В отсутствие официальных разъяснений ЕС и Великобритании по вопросам применения санкций нет ясности, что ремонт и транспортировка газотурбинных двигателей для КС "Портовая" не подпадет под экспортные ограничения. Санкционные режимы Канады, ЕС, Великобритании и несоответствие существующей ситуации действующим контрактным обязательствам со стороны Siemens делают поставку двигателя №073 на КС "Портовая" невозможной", — сообщил "Газпром".
Что теперь?
В данный момент немцы уверяют, что со своей стороны все сделали. Но "Газпрому" мало слов, он ждет гарантий, подтвержденных документально: от ФРГ, ЕС, Канады и Великобритании (ремонт должна была проводить британская "дочка" Siemens). Одновременно концерн напоминает, что аналогичные риски сохраняются в отношении трех других подлежащих капитальному ремонту двигателей, что делает перспективы восстановления объемов газоподачи весьма туманными.
Тем временем труба работает на пятую часть своих возможностей, европейские правительства призывают своих граждан сокращать потребление электроэнергии и реже пользоваться бытовыми приборами. Немцы с октября начнут взимать с потребителей дополнительный сбор.
Цена за газ в Европе торгуется в районе $2 тыс. за тысячу кубометров. С начала года она выросла больше чем вдвое.
Евгений Мазин