Эксперт связал замедление циркуляции атмосферных масс с возникновением лесных пожаров
Атмосферные блокировки стали происходить в последние 30-40 лет гораздо чаще, потому что глобальный климат изменяется, отметил ведущий научный сотрудник Южного научного центра РАН Сергей Веневский
МОСКВА, 28 августа. /ТАСС/. Глобальное изменение климата все чаще провоцирует атмосферные блокировки в средних широтах, при которых происходит замедление циркуляции воздушных масс. Это в свою очередь способствует возникновению крупных лесных пожаров, заявил в воскресенье ТАСС ведущий научный сотрудник Южного научного центра (ЮНЦ) РАН Сергей Веневский.
С начала августа в европейской части России произошла серия лесных пожаров. В Рязанской области, где первый пожар вспыхнул 7 августа, огонь прошел 17,4 тыс. га. Запах гари и смог из-за пожаров появились в Москве и других регионах. 15 августа огонь вспыхнул в лесу в Ростовской области, где в результате пожара полностью сгорели 16 домов в станице Верхнекундрюченской.
Как отметил Веневский, для возникновения крупных лесных пожаров необходимо большое количество валежника, который выступает топливом и которого много в старых лесах, где не проводятся работы по лесоустройству. Кроме того, важна жаркая и сухая погода на протяжении длительного времени, а также доступ кислорода, что может обеспечить сильный ветер. "Но есть еще и такой фактор, как изменение климата. Атмосферные блокировки, когда летом или зимой происходит застой воздуха, антициклона, они стали происходить в последние 30-40 лет гораздо чаще, потому что глобальный климат изменяется. Вот эти циркуляции замедляются над европейской частью России и над Северной Америкой. Поэтому там происходят либо сильные морозы, либо пожары. То есть, я хочу сказать, что опасность возникновения таких пожаров будет возрастать", - сказал собеседник агентства. Он добавил, что наблюдаемая сейчас блокировка антициклона над европейской частью России сохранится до начала сентября.
Еще одним фактором, который провоцирует возникновение пожаров в лесах, ученый назвал накопление мусора. "Многие говорят, что есть какие-то поджоги намеренные, но я думаю, что все-таки большая часть пожаров возникает не из-за поджогов, а из-за небрежного пользования: люди оставляют в лесу бутылки, на стекле, как на линзе, концентрируются лучи солнца и начинается горение", - отметил Веневский.
Сравнивая пожары в регионах Центральной России и Ростовской области, эксперт отметил, что они значительно отличаются, как и растущие там леса. "В Ростовской области около станицы Верхнекундрюченской лес сосновый насаженный на песчаниках. Это лес не совсем естественный. И одна из причин пожара в том, что возраст леса таков, что его надо было либо заменять уже, либо прочищать", - отметил ученый.
Ущерб от пожаров
Владимирская, Рязанская и Московская области попадают в зону так называемой южной тайги, напомнил Веневский. "Пожары около Москвы, в Рязанской и Владимирской областях гораздо более опасные, потому что на территориях этих областей, особенно юге Московской и севере Рязанской, были торфоразработки, и пожары здесь очень трудно тушить", - отметил эксперт.
Он также напомнил, что в 2010 году, когда в Центральной России тоже были сильные лесные пожары, в Москве было зафиксировано от 11 до 16 тыс. дополнительных смертей от респираторных и сердечно-сосудистых заболеваний.
Говоря о мерах по снижению материального ущерба, эксперт обратил внимание на необходимость реализации противопожарных мероприятий, которые совпадают с лесоустроительными. "Нужно очищение леса, помогать его восстановлению, регенерации. Там, где степная зона, например, в Ростовской области, нужно противопожарные рвы делать, чтобы пожар не мог быстро распространяться. На старых торфяниках нужны, видимо, гидромелиоративные работы. Это снизит в том числе и угрозу для здоровья человека", - сказал Веневский.