Кремль: новое международное соглашение о климате должно быть принято на срок до 2030 года
В документе должна содержаться информация об обязательствах по сокращению выбросов, а само соглашение должно применяться ко всем участникам
МОСКВА, 1 декабря. /ТАСС/. Новое международное климатическое соглашение, которое заменит Киотский протокол, должно строиться на основе принципов Рамочной конвенции ООН об изменении климата и действовать на срок до 2030 года. Таким образом, страны-участницы получат достаточно времени для развертывания программ экономической модернизации и технологического перевооружения.
Об этом говорится в опубликованном на сайте Кремля заявлении спецпредставителя президента РФ по вопросам климата Александра Бедрицкого. В документе представлена позиция РФ по основным вопросам повестки 20-й Конференции сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата (10-е совещание сторон Киотского протокола, открывающееся в понедельник в Лиме, где Бедрицкий возглавляет российскую делегацию).
Одной из ключевых задач конференции является согласование конкретных параметров международного климатического режима на период после 2020 года, когда истечет срок действия второго периода Киотского протокола.
"Мы считаем, что новое климатическое соглашение должно строиться на основе принципов РКИК ООН, включая принцип общей, но дифференцированной ответственности и соответствующих возможностей. Этот ключевой принцип конвенции должен пониматься в динамическом контексте реальных изменений экономического потенциала стран - участниц РКИК за последние 20 лет. Обязательства (вклады) развитых и развивающихся стран могут быть различными по содержанию, но все они должны быть зафиксированы в рамках единого международно-правового документа, то есть иметь юридически обязательный характер и подлежать отчетности", - подчеркивается в заявлении спецпредставителя главы российского государства.
"Полагаем, что информация о количественных обязательствах сокращения выбросов (вкладов) должна содержаться непосредственно в соглашении или его неотъемлемой части (приложении), а само соглашение должно быть юридически обязательным для всех участников. Это не только соответствует практике международных договоров, но и подтверждает амбициозность намерений", - отмечается в документе.
Адаптация к изменению климата
Другим ключевым элементом нового соглашения и делом общей ответственности, по оценке Бедрицкого, является адаптация к изменению климата. "Все страны подвержены климатическим изменениям. Из-за давления климатических бедствий возможности для реализации действий по сокращению выбросов парниковых газов, особенно в развивающихся странах, зависят от успешности адаптации. Однако вопрос конкретных обязательств по адаптации в рамках многостороннего климатического соглашения требует дополнительной проработки", - указывается в заявлении.
"Необходимо учитывать имеющиеся обязательства развитых стран по оказанию финансовой и технологической помощи на поддержку мер по адаптации в развивающихся странах и созданный недавно финансовый многосторонний механизм - Зеленый климатический фонд, имеющий окна финансирования как для смягчения последствий, так и для адаптации. Одним из приоритетов многостороннего климатического сотрудничества остается поддержка и укрепление систематических наблюдений и национальных потенциалов в области научных и технических исследований в соответствии с положениями ст. 4.1 (g) и 5 РКИК ООН", - говорится в документе.
"В Лиме необходимо принять решение о сроке действия нового соглашения. Считаем, что это должен быть период, достаточный для развертывания программ экономической модернизации и технологического перевооружения, а именно десять лет, то есть до 2030 года", - подчеркивает спецпредставитель президента РФ.
Десять лет на выработку позиций разных стран
Ранее в интервью ТАСС Бедрицкий заявил, что климатическая конференция в Лиме будет сложной, но, скорее всего, на ней удастся выйти на проект нового международного соглашения. По его словам, на данный момент существует некий компиляционный документ, не являющийся проектом соглашения, но обобщающий предложения сторон. "К сожалению, между странами очень много противоречий, но прогноз скорее оптимистический", - сказал представитель Кремля.
Он пояснил, что участники дискуссии потратили более десяти лет на выработку позиций, поиск приемлемых решений, которые крайне важны не только для решения экологических проблем, но и для "реального повышения конкурентоспособности экономики, использующей дружественные к природе технологии". По его мнению, отрицательный результат форума в Лиме будет равнозначен признанию в "никчемности общества".
"Мы довольно близко подошли к вопросу заключения нового соглашения, поэтому задача на конференцию в Лиме - согласовать принципы документа", - отметил Бедрицкий. В этом случае не позднее лета 2015 года будет готов переговорный текст соглашения. "Переговорный текст должен быть за полгода до принятия, иначе само соглашение уже будет невозможно подписать в Париже", - пояснил спецпредставитель президента РФ.
При этом он полагает, что Россия и США могут вступить в спор по экологическим проблемам, но предупреждает, что РФ не допустит политизации дискуссии на климатической конференции.
Россия против необоснованных процедурных норм
"Важным элементом нового соглашения является положение о вступлении договора в силу, а также поправок к нему. Россия в этой связи всегда выступала за снижение необоснованных юридических барьеров, - указывается в заявлении представителя Кремля. - Действующая норма вступления решений сторон РКИК ООН и Киотского протокола, определяющих обязательства стран или поправки к ним, требует значительного числа ратификаций. Это обстоятельство может тормозить вступление соглашения в силу или вообще не допускать его... Процедурные нормы должны обеспечивать эффективное выполнение принятых решений и поддерживать глобальные усилия по снижению антропогенной нагрузки на климат, а не ограничивать усилия стран".
Россия ожидает, что конференция в Лиме будет способствовать продвижению вопросов по финансово-технологическому блоку климатического процесса. "Наращивание усилий международного сообщества по мобилизации финансовой помощи и передаче технологий развивающимся странам и странам с переходной экономикой на климатические цели, прежде всего запуск работы Зеленого климатического фонда, является залогом активизации глобальных усилий по сокращению выбросов парниковых газов и адаптации к климатическим изменениям", - отмечается в документе.
"Не поддерживаем подходы, предлагающие пересмотр обязательств, которые могут быть согласованы для нового соглашения на период после 2020 года, до окончания срока их действия. Полагаем, что вопреки ожиданиям о "повышении амбиций" на деле это, наоборот, чревато снижением уровня ответственности стран и отвлечением внимания от принятия адекватных обязательств в рамках нового соглашения", - указывается в заявлении Бедрицкого.
Кроме того, РФ заинтересована в развитии стимулирующих механизмов снижения выбросов и обмене опытом в этой области, при этом выступает "за прерогативу государств самостоятельно определять национальную климатическую политику и пути достижения поставленных целей, в том числе по вопросу формирования национальных стимулирующих механизмов или по участию в международных механизмах".
"Для нас неприемлемо навязывание российским компаниям подходов, применяемых в углеродных торговых схемах, созданных отдельными объединениями стран, а также участие наших компаний в таких схемах. Полагаем необходимым исходить исключительно из норм международного права, глобального подхода к решению проблемы изменения климата и воздерживаться от принятия односторонних мер", - подчеркивается в документе.
В то же время "до подписания нового климатического соглашения странам-участницам необходимо определиться с принципами и мерами рыночных механизмов, способствующими выполнению странами обязательств по соглашению на период после 2020 года", отмечает Бедрицкий.
Обязательства РФ по снижению объема выбросов парниковых газов выполняются
В документе также приведены данные о работе РФ за 20 лет со времени вступления в силу Рамочной конвенции ООН об изменении климата: "Мы успешно выполнили обязательства в 32% ниже показателей базового 1990 года при устойчивом росте ВВП. Общее снижение эмиссий от энергетического сектора в России за последние 20 лет достигло 5-летней эмиссии стран ЕС и превышает 3-летнюю эмиссию США. В контексте реализации политических заявлений по Копенгагенскому соглашению в России указом президента Российской Федерации В. В. Путина закреплена внутренняя национальная цель сокращения к 2020 году объема выбросов парниковых газов до уровня не более 75% их выбросов в 1990 году".
"В России сейчас ведется работа по определению нашего национального вклада в международные усилия под эгидой будущего международного соглашения. С учетом выполнения программ развития экономики и реализации мер регулирования выбросов в России прогнозируется стабилизация уровня энергопотребления с последующим его сокращением в период после 2030 года, - говорится в заявлении спецпредставителя президента. - Исходя из этого на сентябрьском климатическом саммите ООН было заявлено, что долгосрочной целью ограничения антропогенных выбросов парниковых газов в России может быть показатель 70-75% выбросов 1990 года к 2030 году".
"Разумеется, окончательное определение этого показателя будет зависеть от конкретных сценариев социально-экономического развития страны с учетом глобальных политико-экономических условий, а также от обязательств стран - основных эмитентов парниковых газов", - замечает Бедрицкий.