Минобрнауки считает нецелесообразным массовое введение специалитета в вузах
Однако в ведомстве заявили о необходимости обучения по нему по таким направлениям, как медицина, оборонно-промышленный комплекс, культура, инженерное дело, сельское хозяйство
МОСКВА, 17 декабря. /ТАСС/. Массовый переход на специалитет в вузах при реформировании российской системы высшего образования и уходе от Болонской нецелесообразен. При этом обучение по нему будет преимущественно вестись по направлениям, которые связаны с медициной, оборонно-промышленным комплексом, культурой, инженерным делом, сельским хозяйством, сообщается в имеющихся в распоряжении ТАСС материалах, подготовленных к правительственному часу с главой Минобрнауки Валерием Фальковым в Совете Федерации.
"В новой системе высшего образования подготовка кадров, востребованность которых обусловлена технологическим развитием и модернизацией экономики РФ, будет осуществляться в РФ преимущественно по программам специалитета - медицина, ОПК, культура, ряд инженерных и сельскохозяйственных направлений. Также будет сохранена возможность обучения в рамках двухуровневой системы - бакалавриат, магистратура - по гуманитарным, экономическим и другим направлениям, где это соответствует требованиям рынка труда", - говорится в документе.
Отмечается, что реформирование отечественной системы образования планируется постепенным с учетом потребностей экономики и запроса работодателей. "При этом массовый переход к специалитету с полным отказом от программ бакалавриата с магистратурой представляется нецелесообразным как в национальном, так и в международном контексте", - говорится в документе.
Как указано в материалах, на российском рынке труда остаются востребованными выпускники программ бакалавриата и магистратуры по некоторым направлениям подготовки. Кроме того, иностранные студенты зачастую в большей степени заинтересованы в получении российского образования по привычной для них модели бакалавр-магистр с учетом необходимости дальнейшего признания их квалификаций за рубежом по возвращении на родину.
"Это касается не только студентов из стран - участниц Болонского процесса, но и других регионов мира, где повсеместно используется двухуровневая система высшего образования, а также активно реализуется практика использования зачетных единиц, общих критериев обеспечения качества образования и принципов признания иностранного образования", - сказано в материалах.
В настоящее время Минобрнауки с другими федеральными органами власти, академическим и профессиональным сообществом проводит анализ по пересмотру перечней специальностей. Также обсуждается вопрос перехода с бакалавриата на специалитет в областях подготовки, которые связаны с педагогическими науками и юриспруденцией.
Новая модель образования
Минобрнауки подготовило поправки в федеральный закон "Об образовании в РФ" в рамках перехода на новую систему высшего образования. Предлагается выделить специалитет в отдельный уровень высшего образования, разрешить выпускникам, успешно освоившим программы специалитета, поступать на бюджет в магистратуру по направлениям подготовки, преемственным полученной ими специальности.
Как сказано в документе, эта преемственность будет определяться соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования. Разработан макет этого стандарта, он устанавливает единое предметное ядро для укрупненных групп специальностей на уровне общепрофессиональных компетенций. Также он определяет, что профессиональные компетенции формируются на основе требований рынка труда - профессиональных стандартов, отраслевых стратегий и комплексных планов.
Кроме того, макет предусматривает выстраивание индивидуальной траектории обучения и получение обучающимся двух и более квалификаций с увеличением срока обучения до одного года, устанавливает возможность обучаться в магистратуре один год для тех, кто имеет диплом специалиста, но это будет возможно по преемственным специальностям.
Министерство не планирует отказываться от эффективных инструментов Болонского процесса, среди которых европейское приложение к диплому, зачетные единицы, методология обеспечения качества образования. Вместе с моделью бакалавр-магистр все это является важным элементом сохранения экспортного потенциала российской системы образования как внутри, так и за пределами Европейского пространства высшего образования.