Количество фейков в сети в 2022 году выросло в шесть раз
Согласно исследованию "Лапша медиа", средняя продолжительность "жизни" фейка в 2022 году составила 4,7 дня
МОСКВА, 20 декабря. /ТАСС/. Общее количество фейковой информации, которая распространяется в сети, выросло в шесть раз по сравнению с 2021 годом. Об этом во вторник сообщил генеральный директор АНО "Диалог" и АНО "Диалог Регионы" Владимир Табак, опираясь на результаты работы фактчекинговой платформы "Лапша медиа".
"В 2022 году количество фейковой информации выросло в шесть раз по сравнению с прошлым годом. Учитывая, что 2021 год был год коронавируса, который стал стартом распространения фейковой информации, рост произошел с 1,5 млн до 9 млн. Рост драматический, мы <….> прогнозируем еще большее увеличение в течение следующих двух лет количества фейков", - сказал он на пресс-конференции в Москве, уточнив, что исследование учитывает не только уникальные фейки, но и весь массив ссылок и репостов, которые следуют за ними.
В целом пользовательский интерес к тематике фейковой информации увеличился по сравнению с 2021 годом на 68%. "Людей интересует эта информация с точки зрения анализа темы, каких-то статей, опровержений, которые можно найти. Мы видим, что самый большой явный запрос был в марте, если анализировать поисковики. Это, безусловно, коррелирует с темой СВО", - отметил он.
Наибольшее количество фейков на разные темы, по данным эксперта, распространяется в социальных сетях "ВКонтакте", "Одноклассники" и Telegram. Практически половина всех фейковых сообщений распространяется "ВКонтакте" (24%) и "Одноклассниках" (21%). Еще 20% в Telegram, 12% - в СМИ. Только 10% фейков распространяются в Facebook и Instagram (запрещены в РФ; принадлежат корпорации Meta, которая признана в РФ экстремистской) после их блокировки в РФ.
"Блокировка Meta (корпорация признана в РФ экстремистской) внесла свои нюансы, но на сегодня за счет интерпретаций фейков через посты и комментарии самое большое количество фейковой информации все равно распространяется внутри социальных сетей", - сказал эксперт. Наиболее активны в первые трое суток после появления 68% фейковых сообщений. Средняя продолжительность "жизни" фейка в 2022 году составила 4,7 дня, добавил Табак.
"Лапша медиа" — проект АНО "Диалог Регионы", который был запущен в 2022 году. Это агрегатор инструментов для борьбы с фейками. В него входят сайт, чат-боты в Vk, Telegram и Viber, группы в социальных сетях, база фейков, образовательный контент по цифровой грамотности и другое.