В Париже вышло исследование о Холокосте на Украине и роли националистов в казнях евреев
Как отмечает автор исследования Мари Мутье-Битан, "обещание Третьим рейхом независимости Украины подтолкнуло украинских националистов к активному коллаборационизму"
ПАРИЖ, 19 февраля. /ТАСС/. Историческое исследование "Антисемитский пакт. Начало Холокоста в Восточной Галиции" (Le Pacte antisemite. Le debut de la Shoah en Galicie Orientale), вышедшее в свет во Франции, содержит новые факты об участии Организации украинских националистов (ОУН, запрещена в РФ) в расправах над евреями в годы Второй мировой войны.
Автор книги Мари Мутье-Битан - доктор исторических наук, ведущий сотрудник французского Национального центра научных исследований. Она известна во Франции своими трудами "Поля Холокоста" и "Письма вермахта". Ее новая работа выпущена издательским домом Passes composes.
"Обещание Третьим рейхом независимости Украины подтолкнуло украинских националистов к активному коллаборационизму, - указывает автор. - Программа Организации украинских националистов (ОУН) предусматривала удаление евреев из Восточной Галиции. Исполнители этой программы прямо причастны к погромам и составлению списков евреев для уничтожения под контролем айнзацгруппы "C".
План "Барбаросса"
По мнению Мутье-Битан, реализация этой программы стала поворотным моментом в истории Холокоста на востоке Европы. Какими бы ни были мотивы и цели его многочисленных участников, замечает автор, объединяло их стремление к уничтожению еврейского населения под флагом антисемитского пакта между Третьим рейхом и украинскими коллаборационистами.
Подготовка плана "Барбаросса", отмечает исследователь, задействовала украинских националистов, обосновавшихся в Польше, в частности, в Кракове. Знание местности и опыт подпольной деятельности делали их весьма полезными союзниками для рейха. Две команды украинских добровольцев - батальоны "Нахтигаль" и "Роланд" - были сформированы и подчинены полку "Бранденбург" для выполнения заданий абвера (военной разведки).
Из Берлина и оккупированного Германией Кракова ОУН под руководством Степана Бандеры управляла своими людьми, готовя их к сопровождению вермахта во время вторжения на Западную Украину. Многие активисты ОУН, бежавшие с территории Западной Украины в 1939 году, обосновались в Кракове. Абвер организовал их обучение в своих лагерях. Некоторые из них тайно вернулись на Западную Украину, другие вступили в специальные подразделения, чтобы участвовать в немецком вторжении.
Тезис нацистов
Бандеровское движение в мае 1941 года выпустило циркуляр о "борьбе во время войны". Своими врагами оно называло "москалей", поляков и евреев. Активистам движения рекомендовалось "ликвидировать защитников режима, уничтожая в первую очередь интеллигенцию". Полякам предстояло пройти ассимиляцию, чтобы почувствовать себя "украинцами латинского обряда".
Согласно архивам, оккупанты были встречены с энтузиазмом. "Были ли эти вышитые юбки и сорочки ярких расцветок надеты спонтанно или в соответствии с предписанием?" - задает вопрос автор.
В стане Бандеры рассчитывали, что в "независимом государстве", обещанном рейхом, воплотят лозунг "Украина для украинцев". В ОУН использовали тезис нацистов об "иудео-большевизме". "Как любой пакт с дьяволом, украинская независимость имела цену, - отмечает Мутье-Битан. - Ее поборникам предстояло вступить в танец смерти, задуманный Гитлером".
Первая казнь
Первая казнь евреев на Украине состоялась в городе Сокаль в день вторжения. "22 июня 1941 года я видел, как офицеры оккупантов схватили первых попавшихся им евреев, избили до полусмерти, а затем поставили вдоль стены костела и расстреляли", - рассказал очевидец Уззияху Крам.
В селе Тартакове оккупанты 23 июня убили 314 человек, при этом 68 из них были казнены в здании синагоги. Во многих селах синагоги поджигались для устрашения евреев, чтобы заставить их платить дань оккупантам. В городе Добромиле назначенный нацистами бургомистр лично участвовал в отборе и доставке на рыночную площадь 200 горожан, которые затем были расстреляны.
Приказ Гейдриха
Один из архитекторов Холокоста обергруппенфюрер СС Рейнхард Гейдрих требовал, чтобы акции "самоочищения" нигде "не оставляли следов рейха". Местное население приказывалось привлекать, не раскрывая роли Берлина. Операции должны были проходить немедленно после вступление в города частей вермахта, отмечает исследователь.
Со своей стороны ОУН поучала, как следует инсценировать "украинскую национальную революцию". В каждом населенном пункте должна была создаваться "народная милиция", в состав которой предлагалось отбирать молодых украинок. Вооруженные милиционеры должны были носить на левом рукаве сине-желтую повязку.
Ближайший подручный Бандеры Ярослав Стецько доносил ему: "Мы создаем милицию, которая поможет истребить евреев". Бандера доверил Стецько провозглашение независимой Украины 30 июня 1941 года во Львове в день вступления в Восточную Галицию батальонов "Нахтигаль" (под командованием Романа Шухевича) и "Роланд".
Как напоминает историк, "Гитлер, разумеется, не дал проекту независимой Украины реализоваться". Надежды его авторов исчезли с арестом Бандеры 5 июля, а уже 1 августа 1941 года Восточная Галиция была включена в состав генерал-губернаторства, образованного рейхом на территории оккупированной Польши.
Судьба жертв и палачей
В монографии объемом более 300 страниц автор на основе архивных документов и свидетельских показаний рассказывает о судьбах жертв и палачей.
Августина Хомова работала на курсах библиотекарей, а муж ее был учителем. С приходом оккупантов она стала главой "Союза украинских женщин" и активно участвовала в погромах в Тернополе 4 и 11 июля 1941 года. Михаил Зильберг, прятавшийся на чердаке, видел, как она направляла погромщиков к домам евреев и польских офицеров и сама стреляла из револьвера в группу горожан. В детском доме она собрала 22 воспитанников-сирот и отвела их в старую синагогу, где затем собственноручно всех застрелила.
Характерной чертой погромов в селах было тотальное уничтожение их еврейского населения. В Чорткове семью предпринимателя Реувена Дакса убили в первый же день вторжения. Вместе с ним были убиты его жена Сара и дочери 18-летняя Хедва и 20-летняя Шпринца.
Ночное убийство было одним из обычных методов. По свидетельству жительницы Борислава Этты Феттербуш, украинские и польские националисты убили там 500 евреев за одну ночь.
Инженеру Йозефу Блоху русский коллега родом из Баку предложил выделить железнодорожный вагон, чтобы вывезти всю семью из Борислава. Он отказался, потому что у него была пожилая мать и большая родня. И больше, чем приход немцев, его пугало будущее в Советском Союзе. Через несколько дней после вторжения нацистов Блох был убит во время погрома.
Мутье-Битан подчеркивает, что ее исследование касается только первых 20 дней оккупации Восточной Галиции - 22 июня - 11 июля 1941 года: "Это именно тот момент, когда целый край был ввергнут в первую фазу Холокоста". В период оккупации были истреблены 11% населения региона.