Разгром немецких войск под Ленинградом
27 января 1944 года в Ленинграде прогремели артиллерийские залпы в честь окончательного освобождения города от блокады
ТАСС-ДОСЬЕ /Алексей Исаев/. Несмотря на пробитый в январе 1943 года коридор по южному берегу Ладожского озера и значительное улучшение ситуации со снабжением Ленинграда, враг до января 1944 года занимал позиции на ближних подступах к городу и не утратил возможности его обстреливать из тяжелых орудий. Проходившая по южному берегу Ладожского озера железная дорога также подвергалась постоянным обстрелам. В течение 1943 года Красная армия пыталась сбить противника с Синявинских высот и отбросить дальше от города, но без значимых успехов. В 1944 году советское командование вошло с новым планом снятия блокады Ленинграда. В качестве стартовых позиций наступательной операции после долгих раздумий выбрали небольшой участок суши под Ораниенбаумом. Этот плацдарм на берегу Финского залива сохранили в сентябре 1941 года, и с тех пор он оставался второстепенным участком фронта. Такой выбор таил в себе немалый риск. Нужно было не только снабжать наступающих через Финский залив под прицелом немецких орудий, но и прорывать оборону на ранее не изученном направлении.
Накопление войск на плацдарме началось еще поздней осенью 1943 года. Главный удар наносила 2-я ударная армия генерал-лейтенанта Ивана Федюнинского. Новая стратегия обладала одним неоспоримым преимуществом: действия сухопутных войск могла поддерживать артиллерия Балтийского флота - и корабельные орудия, и береговые батареи. Флот выделил сотню орудий калибром более 100 мм. В их числе были три башни с 305-миллиметровыми орудиями полузатопленного линкора "Марат", переименованного в "Петропавловск", и башенные 305-миллиметровые батареи форта Красная Горка.
Несмотря на принятые меры секретности, данные о сосредоточении войск на ораниенбаумском плацдарме все же просачивались к немцам. Однако командующий группой армий "Север" Георг фон Кюхлер пришел к выводу, что Ленинградский фронт может рассчитывать только на пополнение из числа жителей осажденного города. Общее ухудшение ситуации для германских войск на всех фронтах вынудило Кюхлера запросить отвод войск на строящуюся линию обороны "Пантера", но в ответ он получил категорический отказ из Берлина. Гитлер требовал продолжения блокады Ленинграда.
Наступление с ораниенбаумского плацдарма началось 14 января 1944 года. В первые дни наступления о нем не сообщалось ни в газетах, ни по радио. Но слышавшие канонаду ленинградцы понимали, что часы отсчитывают последние дни блокады. В том, что наступление будет успешным, никто уже не сомневался. Ураганным огнем морских орудий немецкая оборона на подступах к ораниенбаумскому плацдарму была буквально сметена.
Кюхлер запросил у Гитлера разрешения на отвод войск из района Мги с целью высвободить дивизии для отражения советского наступления. Однако фюрер не дал определенного ответа. Это имело для немцев роковые последствия. Неожиданно мощный удар с ораниенбаумского плацдарма привел к быстрому развалу всей немецкой обороны. Переброска резервов вермахта с Синявинских высот запоздала. От целостного фронта остались одни развалины. Через неделю после начала операции наступающие соединились в районе Ропши. Немецкие войска группы армий "Север" были отброшены от города. Обстреливавшие город тяжелые орудия (265 единиц) стали трофеями Красной армии.
21 января 1944 года командующий Ленинградским фронтом Леонид Говоров обратился в Москву с предложением "в связи с полным освобождением Ленинграда от вражеской блокады и от артиллерийских обстрелов противника" произвести в городе салют. Эта просьба была удовлетворена. 27 января 1944 года в Ленинграде прогремели артиллерийские залпы в честь окончательного освобождения города от блокады. Это был единственный за все годы Великой Отечественной войны салют (1-й степени), проведенный не в Москве.
Советское наступление под Ленинградом и Новгородом продолжалось вплоть до отхода немцев на прочные позиции так называемой линии "Пантера". Начались позиционные бои под Нарвой. Маневренные операции на этом направлении возобновились летом 1944 года.