Верховный суд РФ разъяснил особенности квалификации преступлений против военной службы
Суд напомнил, что преступления против военной службы, совершенные в период мобилизации или в условиях вооруженного конфликта, ведения боевых действий, характеризуются повышенной общественной опасностью
МОСКВА, 21 марта. /ТАСС/. Пленум Верховного суда РФ подготовил масштабное разъяснение особенностей рассмотрения в судах уголовных дел против военной службы с учетом изменений, внесенных в Уголовный кодекс в сентябре прошлого года.
Разработанный проект постановления "О практике рассмотрения судами уголовных дел о преступлениях против военной службы" подробно разъясняет, как квалифицировать виновность по уголовным делам по 23 составам, предусмотренным в главе 33 УК РФ ("Преступления против военной службы"). Рассмотренный во вторник на пленуме проект постановления содержит 123 пункта разъяснений.
Особенность воинских преступлений в особый период
Верховный суд напомнил, что преступления против военной службы, совершенные в период мобилизации либо в условиях вооруженного конфликта, ведения боевых действий (особые периоды), характеризуются повышенной общественной опасностью. В связи с этим даже если в статьях о таких преступлениях не содержатся упоминания об отягчающем характере таких нарушений в особый период, рассматривая дела о преступлениях против военной службы (например, о нарушениях уставных правил взаимоотношений между военнослужащими, оскорблении военнослужащего, нарушении правил обращения с оружием, правил вождения или эксплуатации боевой машины и других), "судам следует обсуждать вопрос об учете при оценке степени опасности таких преступлений обстоятельств, отягчающих наказание, предусмотренных пунктом "л" части 1 статьи 63 УК РФ ("Совершение преступления в особый период" - прим. ТАСС)".
Преступление или проступок
При разграничении преступлений против военной службы от грубых дисциплинарных проступков, отмечается в проекте постановления, судам необходимо иметь в виду, что преступления характеризуются общественно опасными последствиями (например, нанесением существенного вреда интересам службы или вреда интересам безопасности государства). При отсутствии таких последствий (в частности, неисполнение приказа хотя и причинило вред интересам службы, но он не является существенным, нарушение уставных правил патрулирования в гарнизоне повлекло определенные последствия, но они не могут быть отнесены к тяжким) содеянное даже формально не содержит всех признаков преступления. В этих случаях, если государственный обвинитель не отказался от обвинения, то суду надлежит вынести оправдательный приговор за отсутствием состава преступления. Но подсудимые могут быть привлечены в установленном порядке к дисциплинарной ответственности.
Незаконный приказ
Если подчиненный выполняет приказ начальника, предписывающий ему совершить заведомо для него уголовно наказуемые действия, подчиненный подлежит уголовной ответственности. При этом действия командира, отдавшего такой приказ, следует рассматривать при наличии к тому оснований как подстрекательство к совершению преступления или организацию преступления.
В тех случаях, когда подчиненный не осознавал незаконность выполненного им приказа или распоряжения, он не подлежит уголовной ответственности, а командир, отдавший такой приказ, должен нести ответственность как исполнитель преступления. В зависимости от конкретных обстоятельств дела командир, отдавший незаконный приказ, может быть дополнительно привлечен к ответственности за превышение должностных полномочий.
При этом "судам следует иметь в виду, что если военнослужащие при исполнении обязанностей военной службы, предусматривающих применение физической силы, специальных средств, оружия, боевой и специальной техники, действовали в соответствии с требованиями законов, уставов, положений и иных нормативных правовых актов, предусматривающих основания и порядок их применения, то они не подлежат в этих случаях уголовной ответственности за причиненный ими вред".
Неисполнение приказа
Уголовная ответственность за неисполнение приказа наступает не только при открытом отказе подчиниться, "подлежит ответственности также лицо, которое принимает к исполнению приказ начальника, но в действительности сознательно его не исполняет". Неисполнение приказа вследствие небрежного либо недобросовестного отношения к службе "характеризуется тем, что подчиненный не выполняет приказ вследствие забывчивости, недостаточного или неточного уяснения содержания приказа, проявленной невнимательности в отношении времени, места и способа выполнения приказа", в результате чего приказ оказывается либо невыполненным, либо выполненным ненадлежащим образом.
Тяжкие последствия, отягчающие ответственность за неисполнение приказа, пояснил пленум, "выражаются, в частности, в снижении боевой готовности воинской части, невыполнении боевой задачи, утрате военного управления, выводе из строя критически важных объектов инфраструктуры". А под вредом интересам службы "следует понимать, в частности, подрыв авторитета командира, срыв выполнения учебно-боевых задач, нарушение конституционных прав и свобод личности, имущественный ущерб".
А ответственность за предусмотренное в УК принуждение начальника к нарушению обязанностей военной службы может наступать при попытке воздействия на них в целях заставить поступить вопреки интересам службы, предъявления неправомерных требований (например, о предоставлении отпуска по семейным обстоятельствам при отсутствии оснований).
Оставление места службы и дезертирство
Ответственность за оставление места несения службы или места нахождения части наступает и в случаях, когда незаконно пребывающий вне части (места службы) военнослужащий временно появляется в расположении части без намерения приступить к исполнению обязанностей военной службы и фактически не приступает к их исполнению, задерживается органами власти за совершение другого правонарушения и при этом скрывает от них наличие у него статуса военнослужащего, после уведомления командования о месте своего нахождения не выполняет отданные ему распоряжения и тем самым продолжает уклоняться от исполнения обязанностей военной службы. Эти обстоятельства не сказываются на прерывании срока его самовольного оставления части, как и издание приказа о его исключении из списков личного состава части в целях сокрытия самоволки. При этом для квалификации тяжести ответственности за самовольное оставление части имеет значение срок, в течение которого военнослужащий намеревался самовольно отсутствовать в части, даже если он был задержан ранее истечения этого срока отсутствия - в этом случае он привлекается к ответственности за покушение на преступление в виде самовольного оставления части. "При этом фактическая продолжительность самовольного отсутствия для квалификации его действий значения не имеет и может быть меньше установленной в соответствующих частях указанной статьи, например, для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, составлять менее двух суток", - отмечается в документе.
Ответственность за дезертирство наступает при наличии у лица цели вовсе уклониться от исполнения обязанностей военной службы. "Об умысле на дезертирство могут свидетельствовать <…> приобретение или изготовление лицом подложных документов, удостоверяющих личность либо свидетельствующих о том, что оно прослужило установленный законом срок военной службы или имеет отсрочку от призыва, устройство на работу, сокрытие при его задержании правоохранительным органом факта прохождения им военной службы и тому подобное", - разъясняется в постановлении.
Дезертирство как преступление считается оконченным с момента достижения предельного возраста пребывания на военной службе или окончания периода мобилизации для мобилизованных, но если лицо уклоняется от следствия или суда, то течение сроков давности приостанавливается и возобновляется лишь с момента его задержания или явки с повинной.
Нарушение правил боевого дежурства
Нарушения правил несения боевого дежурства, поясняется в постановлении, могут выражаться в самовольном оставлении боевого поста, употреблении во время дежурства алкоголя, наркотических, психотропных или других одурманивающих веществ, допуске на пост посторонних лиц, невыполнении подаваемых команд, прекращении наблюдения за появившейся целью, непринятии мер к поражению цели. В статье 340 УК РФ под вредом интересам безопасности государства, причиненным нарушением правил несения боевого дежурства, следует понимать, в частности, нарушение воздушного или морского пространства, снижение уровня постоянной готовности дежурных сил, затрудняющих выполнение боевых задач.
Повреждение имущества
Тяжкие последствия, которые ужесточают ответственность за умышленное или неосторожное повреждение или уничтожение военного имущества, поясняется в документе, выражаются, например, в причинении значительного ущерба, в том числе связанного с расходами на ремонт, в срыве выполнения боевого задания, в длительной утрате подразделением способности выполнять боевые задачи по предназначению. "Судам необходимо иметь в виду, что при определении тяжести последствий <…> имеет значение не только размер материального ущерба, но и уникальность уничтоженного или поврежденного военно-технического средства, его значимость для обеспечения боевой способности подразделения, утрата технического приоритета и тому подобное", - поясняется в постановлении.
Подробно в нем разъясняются вопросы квалификации уголовных нарушений правил обращения с оружием, утраты военного имущества, эксплуатации военной техники, боевых летательных аппаратов и кораблей. Так, при причинении тяжкого вреда здоровью или смерти человека военнослужащий, обучающийся вождению на учебной военной машине под контролем инструктора, не подлежит ответственности за нарушение правил вождения боевой машины - в случае ненадлежащего исполнения обязанностей именно инструктор должен признаваться субъектом преступления. А к военным летательным аппаратам, за нарушение правил полетов которых при наступлении тяжких последствий наступает уголовная ответственность, относятся все типы пилотируемых и беспилотных средств, поддающихся управлению во время полета, состоящие на вооружении Вооруженных сил РФ и других военных организаций и предназначенные для полетов в атмосфере Земли или космическом пространстве.