6 карточек
29 МАР, 14:30

Без бумажки: какие документы россияне могут оформить в электронном виде

В скором времени из российских ЗАГСов может уйти давняя традиция — молодоженам перестанут вручать свидетельство о регистрации брака. Сам факт регистрации, разумеется, при этом никуда не денется, но будет фигурировать в виде электронной записи в Едином реестре. О том, когда это произойдет, что изменится для граждан и какие еще документы можно получить в электронном виде, рассказываем в наших карточках.

Как происходит сейчас?

?

Сейчас в электронном виде можно подать лишь заявление на регистрацию брака. При подаче можно выбрать любые дату и время, а также место (отдел ЗАГСа или Дворец бракосочетания) церемонии из тех слотов, которые еще не заняты другими будущими новобрачными. Впрочем, подать заявление можно аж за 12 месяцев до торжества (но не позднее, чем за 30 дней), поэтому определиться с датой торжества время есть. 

А вот после объявления мужем и женой молодым выдается бумажное свидетельство о регистрации на бланке.

Что должно измениться?

?

Еще в прошлом году министр юстиции России Константин Чуйченко заявлял, что ситуация изменится. "Источником юридически значимых сведений о правовом состоянии гражданина станет только запись в реестре. Пропадет необходимость оформления бумажного документа", — говорил министр, добавляя, что над этим работают все заинтересованные ведомства. Другими словами, факт заключения брака будут фиксировать в электронном виде и хранить в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния, где также находятся сведения о рождении, смерти и разводах. 

Впрочем, если новобрачным хочется иметь бумажный документ, им его предоставят по запросу. Но уже не на бланке, а в виде обычной выписки из реестра.

Какие документы уже можно оформить в электронном виде?

?

Целый набор документов стало возможным оформить за последние несколько лет.  

1. Медицинское свидетельство о рождении ребенка. 

Возможность оформить его в электронном виде появилась 1 марта 2022 года. Это можно сделать в роддоме перед родами, но, если заранее не предупредить медучреждение, документ выдадут в бумажном виде. Впрочем, в этом случае электронную версию можно получить через сайт "Госуслуги", надо только подать заявку. Свидетельство считается оформленным в день его регистрации в Реестре электронных медицинских документов. После чего органы ЗАГС могут официально зарегистрировать новорожденного. Электронное свидетельство хранится в личном кабинете родителей, но при желании можно запросить его и в бумажном виде. 

2. Свидетельство о рождении. 

В отличие от медицинского свидетельства этот документ выдается ЗАГСом. Для того чтобы получить его, необходимо подать заявление (через "Госуслуги"). Храниться электронное свидетельство о рождении будет там же, где и медицинское, — в личном кабинете заявителя. Заказать бумажный вариант также можно через сервис "Получение повторных и первичных свидетельств или справок ЗАГС".

3. Свидетельство о смерти родственника.

С 1 марта 2022 года родственникам умершего гражданина больше не нужно получать бумажное подтверждение его смерти от медучреждения, чтобы передать его потом в ЗАГС. Информация об этом теперь направляется в Федеральный реестр медицинских свидетельств о смерти, а оттуда — в Единый реестр и параллельно — в личный кабинет родственника.

4. Полис ОМС. 

С января 2023 года можно в электронном виде оформить полис обязательного страхования (ОМС). Причем как взрослому, так и ребенку. До этого полисы выдавались в виде пластиковых карточек или бумажных сертификатов. Теперь же его можно оформить онлайн и хранить в телефоне. Также данные полиса будут храниться в личном кабинете и при необходимости (например, для записи к врачу) браться системой оттуда. И взрослым, и детям полис ОМС оформляется в течение одного рабочего дня.

Как подключить смежные услуги?

?

Дополнительных усилий от гражданина не требуется. Сервисы "Рождение ребенка" и "Утрата близкого человека", через которые регистрируются эти события, позволяют автоматически запускать параллельные или дополнительные услуги. Если семье положен материнский капитал или иные социальные выплаты — сведения об этом будут предоставлены в ответственные ведомства. То же самое касается вопросов прекращения начисления пенсий, снятия с налогового учета и т.д.

Что еще перейдет в электронный формат?

?

Премьер-министр Михаил Мишустин, выступая в марте перед Государственной думой с докладом о проделанной правительством в 2022 году работе, не только говорил о том, что сделано, но и обозначил определенные направления и планы. В частности, он отметил, что будут "приняты оперативные меры" для максимального перевода в электронный вид процедур получения гражданства и вида на жительство, а также документов для трудовой деятельности.

Кроме того, в Госдуму внесен законопроект, который может обязать банки уведомлять граждан в электронном виде, что на их имя оформлен кредит или микрозаем. Если законопроект пройдет, уведомления будут приходить в личный кабинет гражданина на "Госуслугах". Инициаторы законопроекта считают, что таким образом граждане будут более защищены от мошенников, которые с помощью личных данных, полученных незаконным путем, могут оформлять займы. Пока что проект не рассматривался профильным комитетом парламента, но в качестве одной из возможных альтернатив уже называют необходимость направлять уведомление не после того, как кредит уже выдан, а в процессе его одобрения.

Что пока не удалось оцифровать?

?

Впрочем, не во всех проектах оцифровка идет гладко. Так, Минюст совместно с Федеральной службой судебных приставов уже несколько лет работают над вопросом перевода в цифровой формат исполнительного производства. На данный момент передавать в электронном виде исполнительные листы могут только суды и только непосредственно судебным приставам. В остальных случаях работает бумажный документооборот. При этом, по словам Константина Чуйченко, все исполнительные документы должны быть включены в Единый реестр, а их бумажные производство и пересылка будут упразднены. Об этом говорили еще в 2021 году. Переход на электронный документооборот должен был быть осуществлен с января нынешнего года, однако этого не произошло. Еще в декабре 2022-го Национальный совет финансового рынка обращался к финансовым регуляторам с просьбой отсрочить введение реестровой модели взыскания на полгода, до 1 июля 2023 года, поскольку нормативная база оказалась не до конца готова. С тех пор новой официальной даты перехода к новому формату не озвучивалось. 

Евгений Мазин

Читать на tass.ru