ФСБ обнародовала архивные документы о зверствах нацистов в Артемовске в годы войны
В опубликованных материалах, в частности, есть составленные после освобождения Сталинской (Донецкой) области акты комиссий с осмотрами мест массовых захоронений
МОСКВА, 8 мая. /ТАСС/. Архивные документы о зверствах нацистов и их приспешников, совершенных в отношении мирного населения в годы Великой Отечественной войны в Артемовске, обнародованы Федеральной службой безопасности России. Документы опубликованы на сайте ФСБ.
Сталинский (Донецкий) судебный процесс, прошедший в октябре 1947 году в Сталино (Донецк), был в числе 21 открытого судебного процесса над нацистскими преступниками в послевоенные годы после Нюрнбергского трибунала. Для его проведения были опрошены очевидцы преступлений в отношении мирного населения. Среди опубликованных документов есть свидетельства о зверствах нацистов в Артемовске за 22 месяца оккупации фашистскими войсками.
В первые недели после оккупации нацистами Артемовска бургомистр Главни издал приказ о его переименовании в Бахмут. Как установило расследование, для "неблагонадежных граждан" немцы создали в городе пять лагерей, в которых содержалось единовременно до трех тысяч человек. Как отмечается в опубликованных ФСБ показаниях уроженца Артемовска Георгия Грановского, работавшего на складе немецкой жандармерии и в полиции Артемовска и осужденного на десять лет за измену родине, жителей города задерживали за малейшие нарушения, даже за то, что они без разрешения ходили на свои огороды. Для задержанных были созданы лагеря: один на городском стадионе, второй, более крупный, - на площади Свободы возле памятника Артему, были еще два-три небольших лагеря. Содержащихся в них порядка трех тысяч человек насильно выгоняли на принудительные работы. Часть задержанных "неблагонадежных" по указанию жандармерии передавали тайной полиции, которая проводила их расстрелы. При этом начальник жандармерии Артемовска и Артемовского района постоянно пьянствовал и вел распутный образ жизни, в дела жандармерии не вникал, всем руководил его заместитель Отто Цехендорф. Расстрелы мирных жителей проводили жандармерия и обычная полиция.
22 месяца оккупации Артемовска
Подробная картина бесчинств немцев в период оккупации с 31 октября 1941 по 5 сентября 1943 года в Артемовске, бывшим до начала войны одним из красивейших городов Донбасса, описана в опубликованной ФСБ историко-хронологической справке от 10 марта 1949 года. В ней отмечается, что с первых часов захвата Артемовска нацистами солдаты и офицеры вермахта занялись грабежами, "заходили в каждую квартиру, <…> сперва они забирали сахар, хлеб, мыло, а потом все то, что им понравится, начиная с дамских платьев, туфель и кончая детскими носками и игрушками". А затем стали грабить жителей города прямо на улицах, снимая с прохожих сапоги, часы, перчатки, пальто.
"У одной женщины солдат дивизии "Петушиное перо" - учитель греческого и латинского языков из города Мюнхена Гааке - вытряхнул из перины 8 кг муки", - отмечается в справке. Когда женщина заплакала, говорила, что у нее это последняя мука и у нее двое детей, Гааке сказал, что если бы она не солгала, что у нее нет муки, он, может быть, оставил бы ей часть, и забрал всю муку. Когда жители города стали жаловаться на грабежи в немецкую комендатуру, комендант вывесил объявление, что жалобы гражданского населения на немецких военнослужащих не принимаются. А затем он издал приказ о сдаче населением всех карманных и наручных часов, которые поделили между собой немецкие офицеры.
На каторгу в Германию насильно отправлялись юноши и девушки от 16 до 29 лет: 1 286 из Артемовска и Часова Яра, 975 - из сельского района Артемовска. Под угрозой голодной смерти и расстрелов молодых женщин от 16 до 25 лет принуждали работать в 4 созданных в городе домах терпимости, а только для немцев в здании одного из кинотеатров был открыт театр варьете.
При этом учащались убийства и усиливались издевательства над мирными гражданами. С января 1942 года тайные расстрелы неблагонадежных стали проводиться регулярно, были истреблены сперва жители-евреи, а затем и цыгане.
В опубликованных ФСБ материалах есть составленные после освобождения Сталинской (Донецкой) области акты комиссий с осмотрами мест массовых захоронений. Так, между алебастровыми заводами были найдены 18 могил с захоронением порядка 1,5 тыс. мужчин, женщин и детей, зарытых на глубине 20-30 см. Кроме того, комиссия внесла в акт от 14 сентября 1943 года данные о 10 повешенных немцами жителях города, 438 убитых и 38 замученных. 4 октября 1943 года был составлен акт о захоронениях порядка 400 человек во рву возле опытной станции. По показаниям работника этой станции, их привозили в декабре 1941 - начале 1942 года, заставляли бежать и стреляли по бегущим. Третий акт - о захоронениях в Часовом Яру - свидетельствует, что в числе найденных убитых местные жители опознали пять учеников местных школ.
В справке об оккупации Артемовска говорится, что при подходе в середине августа 1943 года к Артемовску Красной Армии немцы стали насильно угонять сперва жителей сел, а затем и самого Артемовска в тыл немецких войск, подрывать предприятия, сжигать дома. А когда Красная Армия вошла в горящий город, по нему был нанесен массированный авиаудар, в том числе по местам, где оставались скрывшиеся местные жители с детьми.
Убийства на потоке
Среди опубликованных документов о геноциде жителей Донбасса - свидетельства сторожа и работника ремонтной базы возле шахты 4-4бис, где немцы с начала 1942 года до начала сентября 1943 (когда пришла Красная Армия) проводили тайные расстрелы. По их показаниям, ежедневно к воротам шахты подъезжали крытые брезентом грузовики, откуда выводили мужчин, стариков, женщин и детей, большинство уже голых, ставили на колени на краю шахты и убивали выстрелом в затылок. Свидетели видели, как немецкий офицер вынул из грузовика и застрелил даже грудного ребенка.
"В день таких машин приезжало по 3-6 по 3-4 раза", - рассказал сторож ремонтной базы. По словам же работника базы, летом 1943 года он вместе с двумя знакомыми пробрался к шахте, чтобы с помощью груза посмотреть, насколько она заполнена телами. От верхних тел убитых до поверхности оставалось 55 м при общей глубине шахты 360 м.
А бывший повар немецкого пехотного полка в Славянске Герман Франке рассказал на допросе, что проявлений со стороны партизан не было, но немцы настолько их опасались, что "каждый подозрительный советский гражданин задерживался". Их передавали специальной группе по борьбе с партизанами под командованием лейтенанта Ягова. "Помощники Ягова Шнайдер и Геринг, когда приходили ко мне на кухню, хвастались, что они лично и Ягов допрашивали, избивали, а потом расстреляли около 140 человек, трупы которых свалили в ямы около соляного завода и завалили снегом и шлаком. Солдаты нашего полка называли Геринга "палачом Славянска", - рассказывал Франке. По его словам, трупы сбрасывали возле санатория Славянска.
Приговор Сталинского (Донецкого) трибунала
Как отметили в ЦОС ФСБ, в материалах рассекреченного в рамках проекта "Без срока давности" уголовного дела органами госбезопасности зафиксированы злодеяния, касающиеся истребления мирного населения Сталинской (Донецкой) области, содержания советских граждан в концлагерях, угона в Германию нацистами и их пособниками в городах Артемовск, Краматорск, Славянск, Горловка и Сталино.
Сталинская область (с 1961 года - Донецкая) находилась под немецко-фашистской оккупацией с октября 1941 по сентябрь 1943 года. За это время нацисты уничтожили не менее 174 тыс. мирных граждан и 149 тыс. военнопленных, угнали на каторжный труд в Германию более 252 тыс. человек.
В октябре 1947 года в здании нынешнего театра оперы и балета состоялся открытый судебный процесс над 12 нацистскими преступниками, которые принимали непосредственное участие в разрушении и сожжении населенных пунктов и истреблении мирных граждан. Поскольку с 26 мая 1947 года смертная казнь в СССР была отменена, на основании указа Президиума Верховного Совета СССР от 19 апреля 1943 года "О мерах наказания для немецко-фашистских злодеев, виновных в убийствах и истязаниях советского гражданского населения и пленных красноармейцев..." десять обвиняемых приговорены к 25 годам заключения в исправительно-трудовых лагерях, еще двое - к 20 и 15 годам.