Великая Отечественная война глазами фотокорреспондентов ТАСС
Многие снимки вошли в историю и составляют золотой фонд отечественной фотографии
70 лет назад в Берлине сержант Михаил Егоров, младший сержант Мелитон Кантария и лейтенант Алексей Берест водрузили на крышу здания рейхстага Знамя Победы. Это было запечетлено на снимке знаменитого тассовского фотографа Евгения Халдея.
В годы Великой Отечественной войны в фотохронике ТАСС также работали такие известные впоследствии фоторепортеры, как Григорий Липскеров, Марк Редькин, Леонид Великжанин, Сергей Лоскутов, Наум Грановский, Эммануил Евзерихин, Николай Ситников. Их фотоснимки вошли в историю и составляют золотой фонд отечественной фотографии.
В галерее ТАСС - Великая Отечественная война глазами фотокорреспондентов.
Фотокорреспонденты ТАСС
Наум Грановский
Заслуженный работник культуры РФ, член Союза архитекторов СССР и Союза журналистов СССР.
Фотографии Грановского периода Отечественной войны, ставшие уникальными свиде-тельствами истории, хранятся в Москве в Центральном Музее Вооруженных Сил.
Особое место в фотоархиве Грановского занимает Москва 1941- 1945гг. Работа в военное время была очень напряженная - воздушные атаки фашистских самолетов не прекращались в течение нескольких месяцев. Его фотографии регулярно печатались в центральных газетах и миллионы читателей воочию могли видеть Москву, которая защищалась как крепость. В один из выездов на передовую линию фронта Грановский был ранен.
Фотографии Грановского интересны и с художественной точки зрения. Они не являются технической репродукцией городской архитектуры, а через людей и детали городского быта отражают стиль времени: Советская (Тверская) площадь в облаке летающих голубей, помпезные фонтаны ВДНХ, широкие улицы и оживленные проспекты.
Марк Редькин
Награжден орденами Красной Звезды, Отечественной войны 2-ой степени, медалями.Член Союза журналистов СССР, заслуженный работник культуры РСФСР.
К началу Великой Отечественной войны Марк Редькин - фотокорреспондент ТАСС с богатым опытом военного журналиста, хорошо разбирающийся в особенностях воинской службы.
Фотограф прошел войну "от" и "до". Он побывал на всех фронтах, едва не погиб, около двух месяцев провел в госпитале, вылечился и снова ушел на фронт.
В Берлине перед самым концом войны Редькин разослал во все фронтовые корпункты распоряжения журналистам явиться 5 мая к 13 часам по московскому времени к южной стороне Рейхстага для фотографирования на память. Явились все, хотя и недоумевали – ведь Рейхстаг еще не был взят, но интуиция Редькина не подвела. В назначенное время собрались все. Фотографировались победители.
Ровно через 30 лет 5 мая 1975 года Редькин созвал прежних участников памятной встречи, уже в Москве, чтобы сфотографировать их у Триумфальной арки на площади Победы. Но не все дожили до этой даты.
Эммануил Евзерихин
Награжден двумя орденами Красной Звезды, орденом Отечественной войны 2-й степени, медалями СССР.
С началом Великой Отечественной войны Евзерихин – специальный военный фотокорреспондент ТАСС. Во время обороны Сталинграда он героически все 200 дней, рискуя жизнью, снимал бои и ежедневно отправлял отснятый материал в редакцию. Пленки проявлялись и сушились в полевых условиях, а затем передавались самолетом в Москву, чтобы фотографии могли появиться в газетах одновременно со сводками Совинформбюро.
Евзерихин снимал на многих фронтах, в том числе бои за освобождение Минска, городов Польши и Чехословакии, участвовал в операции по взятию Кенигсберга. Он организовывал обучение солдат ведению фоторазведки огневых точек противника, приспособив для этого "лейку" к артиллерийской стереотрубе. Многие его военные кадры стали хрестоматийными.
Вернувшись с фронта, Евзерихин продолжил свою работу в Фотохронике ТАСС. Одновременно он преподавал в Заочном Народном Университете искусств, выступая с лекциями по стране об основах искусства фотографии. Это была важная работа, потому что не существовало никаких специализированных учебных заведений подготовки фотокорреспондентов.
Евгений Халдей
Заслуженный работник культуры РСФСР, член Союза журналистов, награжден орденами Красной Звезды, Отечественной войны II степени, медалями.
Единственный в советской фотожурналистике военный фотокорреспондент, в архиве которого великая Отечественная война 1941-45гг представлена хрестоматийно, от самого начала до последнего дня.
В прямом смысле "с лейкой и блокнотом" он прошел все 1418 дней войны. Первый военный снимок «Москвичи слушают сообщение Молотова" был сделан в 12 часов дня 22 июня в Москве на Улице 25-го Октября, последний - во время парада Победы на Красной площади 24 июня 1945 года. В первые дни войны Халдей был командирован на Северный флот, где вместе с моряками защищал полуостров Рыбачий, штурмовал с десантниками Керчь и Севастополь, участвовал в освобождении Румынии, Болгарии, Венгрии, Югославии, Австрии, поднял флаг Победы в Берлине и снимал парад Победы на Красной площади.
Военный фотокорреспондент – это особое ощущение жизни, особый взгляд на трагедию людей и человеческое достоинство, это особая обостренная память человека, рискующего своей жизнью. На вопрос, что его больше всего поражало на войне, Халдей отвечал: "Количество потерянных жизней и сидящие в клетках тюремного подвала нацистские руководители - люди, которые вершили миром".
После войны Евгений Халдей разыскивал тех, кого снимал в годы войны и многие его снимки оживали, они уже не были безымянными.
Николай Ситников
Награжден орденом Красной Звезды и медалями.
В начале Великой Отечественной войны Ситников вступил добровольцем в отряд, формировавшийся для боевых действий в тылу немецко-фашистских захватчиков под Москвой. Партизан и политрук Ситников, вооруженный фотоаппаратом, стал летописцем боевых операций отряда Особого назначения против немецких оккупантов. Однажды фотоаппарат ФЭД, висевший на груди, спас ему жизнь, не пропустив вражескую пулю. Но во время другого боя Ситников получил тяжелое ранение, и врачам пришлось ампутировать ногу.
Сразу после демобилизации он поступил работать в Фотохронику ТАСС. Война была еще не окончена, и Николай Михайлович продолжал быть самоотверженным бойцом. Он работал не только в Москве, но со своей камерой ездил в Сибирь, на Урал, чтобы своими фотографиями рассказать о трудовом героизме советских людей, объединенных одним стремлением: сделать все для фронта, для победы. Документальные кадры без намека на приукрашивание показывают затемненные производственные цеха военного времени, строгих сосредоточенных людей, чаще женщин, которые изготавливают оружие, собирают танки, самолеты. Со свойственным Ситникову патриотизмом и мастерством он умел найти и передать зрительное выражение патриотического настроения в сердцах людей. Такова фотография "Дадим больше танков фронту". Два цеховых плаката – не казенный агитационный материал, а ежедневное и ежечасное напоминание о безусловной победе над врагом, которую приближают своим самоотверженным трудом именно они, рабочие этого цеха.
В качестве корреспондента ТАСС Николай Ситников был командирован в освобожденный Сталинград. Здесь, снимая героев – участников битвы за Сталинград, он старался шире и подробнее показать возвращение в город мирной жизни: разгрузка поезда со строительным материалом для восстановления тракторного завода, группа идущих с воспитательницей детей, заботы мирных жителей, солдаты во время беседы… Николай Ситников был убежден, что, напечатанные в газетах, эти простые и зримые доказательства возвращения страны к мирной жизни необходимы читателям.
Макс Альперт
Макс Альперт прошел всю Великую Отечественную войну от начала до конца, работая и в тылу, и на фронтах. В съемках военной обыденности Альперт раскрывает беспощадную правду войны. Вот что писал о фотографе Константин Симонов: "Мне как военному корреспонденту, работнику "Красной звезды" немало пришлось находиться в самых различных обстоятельствах на фронтах Великой Отечественной войны рядом с военным фотокорреспондентом ТАСС Максом Альпертом. Его военные снимки бесчисленны и хорошо известны. Но мне доставляет радость лишний раз засвидетельствовать, что многие из этих снимков делались в трудной и опасной обстановке, и для того, чтобы, не отступая, выполнять там, на фронте, свой долг, этот человек неизменно проявлял свойственное ему спокойное и молчаливое мужество".
По окончании войны Макс Альперт продолжал активно трудиться.
Цепкость глаза и умение проникнуть в суть явления, характеризующие его снимки, проявлялось и в его отношениях с людьми. О нем говорили: фотограф от Бога. Высокий, статный, вызывающий уважение к себе уже внешним видом, с добрыми внимательными глазами он всегда умел поддержать разговор, дать нужный совет. Несмотря на почтенный возраст, он не уступал молодым коллегам ни в энергии, ни в умении видеть материал и воплощать его в зримые образы.
В последние годы жизни свою трудовую деятельность Макс Альперт увенчал фотоочерком "Мысли и сердце" о прославленном хирурге-кардиологе академике Николае Амосове. Фотоочерк был отмечен несколькими международными премиями.