Регионы ограничивают участие частных компаний на рынке соцуслуг, считают в МЭР
Закон об основах социального обслуживания граждан РФ, который вступил в силу с 1 января 2015 года, предусматривает, что на рынке соцуслуг могут работать как государственные, так и частные компании
МОСКВА, 7 мая. /Корр. ТАСС Татьяна Виноградова/. Региональные власти искусственно ограничивают участие негосударственных компаний в сфере социального обслуживания граждан, что ведет к снижению конкуренции на рынке социальных услуг и росту их стоимости, говорится в имеющихся в распоряжении ТАСС документах Минэкономразвития России.
Закон об основах социального обслуживания граждан РФ, который вступил в силу с 1 января 2015 года, предусматривает, что на рынке социальных услуг в России могут работать как государственные, так и частные компании. Согласно законодательству, каждому гражданину, который нуждается в социальных услугах, в частности, в помощи на дому или в стационаре, должна составляться индивидуальная программа. В ней в обязательном порядке указывается перечень рекомендуемых поставщиков услуг.
"Региональные органы исполнительной власти, стремясь снизить риски и уменьшить издержки, формируют реестры поставщиков исключительно из числа подведомственных государственных учреждений и не имеют мотивов для изменения ситуации", - говорится в проекте предложений министерства по итогам совещания в Совфеде, посвященного данной тематике. Как отмечают в Минэкономразвития, на практике это приводит к ограничению доступа социально ориентированных некоммерческих организаций к предоставлению социальных услуг, а также к ограничению права выбора гражданином поставщика социальной услуги.
В ведомстве полагают, что для эффективного развития этого рынка необходимо часть услуг передать на исполнение негосударственным организациям. "Привлечение негосударственных организаций в сферу социального обслуживания населения позволяет развивать конкуренцию и в результате формировать более гибкую сферу социальных услуг, а также снизить их стоимость", - говорится в материалах министерства.
Ранее аудиторская проверка Счетной палаты показала, что в ходе оптимизационных мероприятий в 2014 году было ликвидировано либо реорганизовано 143 организации социального обслуживания населения. За 2015-2018 годы власти 33 регионов России планируют уменьшить сеть еще на 260 организаций социального обслуживания. Кроме того, до 2016 года запланировано сокращение среднесписочной численности соцработников на 4,6%, иных работников социальных учреждений - на 4,1% . В Счетной палате РФ отмечают, что с 2016 года сокращение среднесписочной численности социальных работников в регионах России предполагается обеспечивать, в основном, за счет увеличения нагрузки на одного социального работника. При этом очередь на получение социальных услуг присутствует практически во всех регионах РФ.