25 ИЮН, 12:49

Эксперты: для развития велотуризма в РФ нужны кадры и инфраструктура

Власти Москвы заканчивают обустройство велополосы на Бульварном кольце, которая обещает стать своеобразной туристической достопримечательностью

МОСКВА, 25 июня. /Корр. ТАСС Анна Макарова/. Власти Москвы заканчивают обустройство велополосы на Бульварном кольце, которая обещает стать своеобразной туристической достопримечательностью. Однако для развития велотуризма важна не только инфраструктура, но и подготовка кадров, отметили опрошенные корр. ТАСС эксперты.

Велоэкскурсия - идеальный формат знакомства с городом в теплое время года: она позволяет увидеть множество объектов, объединенных общей темой, но расположенных далеко друг от друга. "На велосипеде можно преодолеть большее расстояние, чем пешком, при этом экскурсия не так жестко привязана к автобусному маршруту", - отметил в беседе с корр. ТАСС руководитель велосипедного движения "Русвелос" и вице-президент Федерации велосипедного спорта в Москве Петр Дворянкин.

Директор музея "Садовое кольцо", на базе которого уже год существует школа велоэкскурсовода, Ольга Иванова-Голицина отметила, что такие экскурсии сочетают оздоровительный и познавательный отдых и охватывают большую территорию, не задерживаясь в автомобильных пробках. Есть и дополнительные аргументы "за", актуальные с точки зрения профессионального экскурсовода и музейного работника. "Велосипеды движутся с той же скоростью, с которой двигались в конце XIX - начале XX века конные повозки. Этот прием дает нам возможность переместиться в прошлое, почувствовать размеры, структуру и рельеф города, понять, на каких же холмах стоит Москва", - пояснила она.

С организаторами велоэкскурсий солидарны и чиновники. "Велотуризм - это отличный способ совместить приятное с приятным, да к тому же еще и полезным", - отметил на прошедшем VIII Всероссийском велофестивале "Угличская верста" замруководителя Ростуризма Сергей Корнеев.

Счет на десятки

Интерес к велоэкскурсиям в Москве есть, и он устойчив: организаторы велопрогулок подчеркивают, что группы набираются регулярно. Но среди клиентов больше москвичей, которые стремятся увидеть город с необычного ракурса.

"Мы делаем максимум 10 экскурсий в месяц, большинство участников - жители Москвы, так как мы предлагаем им узконаправленные тематические экскурсии", - пояснил ТАСС основатель велопроката "Оливер Байкс" Олег Свинцов.

Такой же подход к велотуризму обозначил и основатель образовательного проекта "Москва глазами инженера" Айрат Багаутдинов. "Велоэкскурсии в рамках нашего проекта появились в прошлом году. Цикл рассказывает о четырех важных этапах строительства Москвы в XX веке. Проводим по одной экскурсии в неделю, в группу набираем не больше 25 человек, то есть на велоэкскурсии отправляются до ста человек в месяц. Участники - москвичи, в основном на своих велосипедах", - уточнил он.

Впрочем, если компания предлагает не только тематические, но и просто обзорные туры по городу, она привлекает и приезжих. "Ежедневно на наши экскурсии регистрируются один-два человека. Половина участников - жители Москвы, 20-25% - из других городов России или иностранцы, остальные - представители компаний, которые хотят провести необычное мероприятие для своих сотрудников", - изложил корр. ТАСС статистику директор клуба "Велоезда" Роман Моськин.

Есть в столице и компании, которые специализируются на велотурах для интуристов. Так, клиентами компании Moscow Bike Tours, как сообщили ТАСС ее представители, чаще всего становятся жители велосипедных стран - Нидерландов, Бельгии, Дании. "Велоэкскурсии интересуют небольшой процент туристов: в основном тех, кто ведет активный образ жизни и регулярно ездит на велосипеде в стране проживания. Экскурсии с мая по сентябрь проводятся два-три раза в неделю, в каждом туре участвуют в среднем три экскурсанта", - отметили в компании.

Дороги или дорожки?

Несмотря на появление велодорожек, в целом инфраструктура для велотуризма еще недостаточно развита, и организаторам экскурсий приходится обходиться без нее. "Новая велодорожка на Бульварном кольце для нас практически недоступна: на ней повсюду стоят автомобили", - рассказала Иванова-Голицина.

По ее словам, выбор темы экскурсии и наличие инфраструктуры - два равновесных фактора при разработке нового маршрута. "Если бы мы могли комфортно передвигаться на велосипедах по всему городу, вариантов было бы гораздо больше. Мы можем двигаться по бульварам, по паркам, по набережным, но интереснее показать старый центр", - мечтает она.

"Я не уверен, что стану перебираться на велосипедные дорожки, если они появятся по всему городу: по ним все равно ходят пешеходы. А водители замечают колонну велосипедистов и уступают дорогу", - отметил Багаутдинов.

Директор музея "Садовое кольцо" описывает, какие меры безопасности применяются на велоэкскурсиях. "Мы всегда переходим дорогу пешком или пользуемся подземным переходом. Хотелось бы, чтобы были и перекрестки с выделенными велодорожками. Кроме того, велоэкскурсию должен сопровождать не только гид, но и замыкающий. Мы раздаем участникам светоотражающие жилеты, шлемы, радиогиды, правила движения. Экскурсия по Бульварному кольцу рассчитана только на людей старше шестнадцати, так как детям запрещено выезжать на велосипедах на городские магистрали", - поясняет Иванова-Голицина.

Что касается стоянок и парковок для велосипедов, они особенно нужны у мест, где группы экскурсантов делают санитарные остановки или перекусывают - у крупных центров, в зонах отдыха.

Кто у руля?

В первый день лета 2013 года в Москве появились велопрокаты, а уже 2 августа с Трубной площади стартовала первая велосипедная экскурсия по городу, разработанная музеем "Садовое кольцо". Тем летом сотрудники музея провели еще несколько экскурсий, разработали второй маршрут и поняли, что им не хватает кадров. Летом 2014 года музей презентовал проект школы велосипедного экскурсовода и получил субсидию от столичного департамента культуры.

Существует иллюзия, что велоэкскурсии может вести любой гид с навыками езды на велосипеде, однако хорошую экскурсию должны проводить и разрабатывать специалисты. "Специального стандарта для велоэкскурсоводов сейчас нет. Но есть профессиональные стандарты для экскурсоводов вообще и государственные стандарты туристических экскурсионных услуг", - напоминает Иванова-Голицина.

Помимо таких требований, как высшее или среднее специальное образование, московская регистрация, отсутствие дефектов речи, поступающие в школу должны быть спортивными и уметь ездить на велосипеде. За полгода теоретических и практических занятий первые 15 студентов обучились всем азам экскурсионного дела, прошли аккредитацию и могут вести любые виды экскурсий, а также самостоятельно разрабатывать веломаршруты.

Читать на tass.ru