28 МАЯ, 10:00

Действия на перспективу: как отраслевые предприятия решают проблему кадрового голода

Представители крупного бизнеса, заинтересованные в мотивированных и талантливых студентах, уверены: для погружения в специальность и понимания реалий профессии будущие специалисты должны интегрироваться в трудовой процесс как можно раньше. Начиная со школ, продолжая в техникумах и институтах, компании и образовательные учреждения разрабатывают и реализуют совместные программы и проекты. О результатах сотрудничества вузов и работодателей - в материале ТАСС

В прошлом году Университетская национальная инициатива качества образования (УНИКО), в которую входят 53 российских вуза, опубликовала аналитический доклад по итогам проведенного исследования. Оно охватило более 3 тысяч выпускников из 220 университетов и более 5 тысяч преподавателей из 60 университетов, обозначив масштабную картину вызовов, с которыми сталкивается отечественная система высшего образования. Один из них - соответствие запросам рынка труда. Значение участия работодателей в процессе обучения отмечают 87% выпускников и 86% преподавателей, а внедрение в обучение задач из реальной практики считают важным 92% выпускников.

Понимают необходимость состыковать требования рынка со знаниями и навыками, получаемыми студентами, и профильные ведомства. Например, сейчас идет заключительный этап седьмого сезона Всероссийской олимпиады студентов "Я - профессионал". Этот проект платформы "Россия - страна возможностей" проводится при поддержке Министерства науки и высшего образования РФ. Одна из задач олимпиады - познакомить студентов с ключевыми отраслевыми работодателями, дать понимание того, что необходимо для трудоустройства.

Ответственные работодатели активно стремятся интегрироваться в учебный процесс, налаживая связи с профильными вузами. Такая работа может строиться по нескольким направлениям. Например, участие в разработке новых или коррекции прежних образовательных программ, специальные профориентационные мероприятия для учащихся, практика на предприятиях, стипендиальная поддержка талантливой молодежи и прочее.

Актуальные знания - востребованное образование

Корректировка образовательных программ, пожалуй, самая трудоемкая и небыстрая с точки зрения отдачи часть работы предприятий со средними и высшими учебными заведениями. Однако она лежит в основе отраслевого подхода к подготовке кадров, а именно на него делают ставку в последние годы в нашей стране. Получение актуальных и практических знаний и умений в вузах позволяет выпускать профессионалов, востребованных на рынке труда.

В конце 2023 года Таганрогский металлургический завод (ТАГМЕТ) и Донской государственный технический университет (ДГТУ) при участии Корпоративного университета TMK2U Трубной Металлургической Компании (ТМК) представили обновленную программу по направлению "Металлургия".

Особое внимание при подготовке студентов будет уделено производственной практике на предприятии под руководством заводских наставников. В университетских научных кругах уверены, что такой подход позволит обеспечить ТАГМЕТ кадрами, которые готовы не только реализовывать, но и совершенствовать технологические процессы. Осенью в Таганрогском филиале ДГТУ по этому направлению откроется набор на 20 бюджетных мест.

Активно развивается взаимодействие Волгоградского государственного технического университета (ВолгГТУ), в том числе его филиала, Волжского политехнического института, и Волжского трубного завода (ВТЗ). В 2020 году при содействии предприятия и TMK2U в университете открыли новую специальность "Обработка металлов давлением", а в 2022 году завод оборудовал лабораторию, в которой установлен автоматизированный лабораторный комплекс - пресс с числовым программным управлением (ЧПУ), предназначенный для изучения процессов обработки металлов давлением. Кроме того, в лабораторию закупили микроскопы и стационарные твердомеры, которые применяются для неразрушающего контроля твердости металлических изделий, а также новые компьютеры и оборудование.

Сотрудничают вуз и завод и по экологическому направлению. В 2021 году они создали базовую кафедру "Охрана окружающей среды и ресурсосбережение". Это позволило запустить подготовку специалистов, которые смогут решать вопросы промышленной экологии на предприятиях региона.

Принято говорить о нехватке отраслевых кадров, однако компании нуждаются не только в профильных специалистах, но и в профессионалах в вопросах менеджмента, IT-сферы, рекрутинга и многих других.

Например, в Уральском федеральном университете (УрФУ) при участии TMK2U разработан и реализуется ряд магистерских программ, которые позволяют готовить квалифицированных управленцев и финансистов в отрасли. В прошлом году по программе "Управление металлургическим предприятием" выпустился 21 человек, учебу продолжают еще более 60 магистрантов. Идет обучение по таким магистерским программам, как "Финансы в цифровой экономике", "HR-стратегия развития организации", по программе повышения квалификации "Экономика и финансы для сотрудников блока бюджетирования".

Активно вовлечены в образование студентов и работники предприятий. В филиале УрФУ в Каменске-Уральском сотрудники Синарского трубного завода (СинТЗ) преподают такие дисциплины, как информационные технологии в металлургии, компьютерное моделирование технологических процессов обработки металлов давлением, материаловедение и технология конструкционных материалов, механические свойства и модели разрушения, теория инженерного эксперимента, термообработка, технологии производства сварных и прессованных труб. А на кафедре "Технологии производства стали и сплавов" в филиале ДГТУ в Таганроге в 2025/26 учебном году к обучению студентов организации процессов производства высокопрочных труб со специальными свойствами и соединениями планируется привлекать в качестве преподавателей сотрудников ТАГМЕТа.

Знакомство напрямую

Один из самых эффективных способов поиска будущих сотрудников, по мнению отраслевых гигантов, - профориентационные мероприятия в студенческой среде. Так, в олимпиаде "Я - профессионал" ежегодно участвуют десятки тысяч студентов российских вузов. Помимо выполнения заданий, они посещают мастер-классы, тренинги и лекции, которые проводят крупные компании и предприятия. Для участников создан карьерный портал, где студенты могут отправлять резюме и проходить собеседования.

Уральский федеральный университет при содействии Корпоративного университета ТМК организует в рамках олимпиады Образовательный форум "Инженерный олимп". Там проводятся лекции, мастер-классы, консультирование по вопросам стажировок и трудоустройства, ярмарка вакансий. Ключевое событие форума - защита кейсов, где студенты предлагают свои решения актуальной производственной задачи. После форума со всеми студентами проводится индивидуальная работа. Отличившихся приглашают на практику и трудоустройство.

К участию в Молодежной научно-практической конференции ТМК, помимо сотрудников компании, привлекаются студенты профильных вузов. Это позволяет ориентировать научную деятельность на потребности и интересы работодателей, а студенты получают возможность представить свои разработки и практические решения компании. В случае успеха кандидатов приглашают на корпоративный форум "Горизонты". А если идеи студентов внедряются в производство, они становятся членами корпоративной рабочей группы по их реализации. За последний год количество заявок от студентов на участие в конкурсе выросло вдвое: с 48 из 16 вузов в 2022 году до 94 из 35 вузов в 2023 году, рассказывают в компании.

Другим значимым событием в студенческой профориентации стала Всероссийская акция "Время карьеры". Она проходит в Екатеринбурге с 2018 года при поддержке Министерства образования и науки РФ дважды в год - весной и осенью - на базе УрФУ и в Ельцин Центре. Проект содействует в приеме на работу и профессиональном развитии.

Помимо консультации HR-специалистов, сбора анкет соискателей и договоренностей о дальнейшем взаимодействии, для участников проводятся мастер-классы, полезные активности. Цель - показать, какие кейсы и производственные задачи ждут соискателей, посмотреть, какими навыками они уже обладают, смогут ли адаптироваться к будущей работе. ТМК2U на постоянной основе поддерживает проект.

"Специалисты знакомят студентов с предприятиями и направлениями работы компании, рассказывают о востребованных профессиях, о возможностях трудоустройства и прохождения стажировки. Открытый диалог со студентами позволяет не только предложить действительно актуальные вакансии, но и помочь молодым специалистам с развитием компетенций и гибких навыков", - отметила заместитель генерального директора ТМК по работе с персоналом, директор Корпоративного университета ТМК2U Елена Позолотина.

Поддержка мотивированных

Заинтересованные в грамотных специалистах работодатели стремятся поддержать мотивированных и талантливых студентов еще на стадии обучения. Для этой цели создаются грантовые фонды и специальные премии.

В 2013 году появилась стипендия имени Александра Дмитриевича Дейнеко, заслуженного металлурга России, выпускника МИСиС 1971 года. Она ежегодно вручается студентам старших курсов дневного отделения МИСиС.

"Тесная работа предприятий с вузами расширяет возможности и учебных заведений, и самих студентов - они знакомятся со спецификой работы на промышленных предприятиях, могут предлагать решения реальных производственных задач еще во время обучения. Стипендиальные программы поддерживают перспективную молодежь, создают дополнительную мотивацию для занятий наукой и последующего применения этих знаний на практике", - отметил директор по научной работе ТМК Игорь Пышминцев.

Есть в трубной отрасли и другая именная стипендия. Ее учредил Челябинский трубопрокатный завод (ЧТПЗ) в 2001 году в честь столетия со дня рождения выдающегося металлурга Советского Союза и Героя Социалистического труда, бывшего директора ЧТПЗ Якова Павловича Осадчего. Обладателями стипендии стали уже более 200 студентов технических специальностей российских вузов. На сегодняшний день более 60% лауреатов - сотрудники ЧТПЗ.

В результате в выигрыше остаются все участники образовательного процесса и рынка труда. Студенты получают более актуальное и качественное образование, вузы - мотивированных учащихся и материально-техническую базу для совершенствования учебных процессов и программ, что позволяет повысить позиции в региональных и федеральных рейтингах. А работодатели находят профессионалов, которые могут не только максимально быстро встроиться в рабочие процессы, но развивать и изобретать более технологичные и эргономичные проекты.

Читать на tass.ru