17 МАЯ, 16:17 Обновлено 17:58

В Мурманск вернулась платформа "Северный полюс" после 1,5 лет экспедиции в Арктике

Участников экспедиции встретили с оркестром

МУРМАНСК, 17 мая. /ТАСС/. Ледостойкая самодвижущаяся платформа (ЛСП) "Северный полюс", на борту которой прошла экспедиция "Северный полюс-41", вернулась в Мурманск, передает корреспондент ТАСС. Первая за 10 лет комплексная экспедиция такого рода проработала в Арктике более 1,5 лет, собрав за это время большой массив информации о процессах, проходящих в высоких широтах.

Участников экспедиции встретили у причалов Мурманского рыбного порта с оркестром. У трапа ученых приветствовали друзья и родственники. Начальник экспедиции "Северный полюс - 41" Кирилл Фильчук передал на хранение в Арктический и антарктический научно-исследовательский институт (ААНИИ) флаг экспедиции, после чего судно смогли посетить мурманские школьники, которым провели экскурсию по ледостойкой платформе.

"Экспедиция позволила продолжить историю дрейфующих станций "Северный полюс", начатую в далеком 1937 году героями-папанинцами. Использование уникальной платформы дало возможность провести экспедицию на самом высоком профессиональном уровне, и, что самое главное, обеспечило максимальную безопасность работ участников экспедиции", - сказал глава Росгидромета Игорь Шумаков, приветствуя ученых по видеосвязи.

Работа с ледостойкой платформы

Как отметил руководитель ААНИИ Александр Макаров, эффективность работы с ледостойкой платформы, а не с ледового лагеря в ходе экспедиции была максимальная. "Мы используем новое тяжелое оборудование: геологические пробоотборники, океанологическое оборудование, которые невозможно было бы использовать со льда. У нас было несколько ситуаций, когда льдина разрушалась, приходилось лагерь сворачивать", - сказал он журналистам.

Он добавил, что проживание на судне было очень комфортным для полярников и не сравнимо с жизнью в ледовом лагере. "Платформа повела себя максимально эффективно во льду. Мы очень приятно удивились, что она так приятно работает, очень удобно было разворачивать лагерь на льду. Ну и сложно переоценить, как качество жизни ученых на борту влияет на их желание работать", - подчеркнул Макаров.

Результаты исследований экспедиции

Руководитель ААНИИ пояснил, что результаты исследований, полученных в результате экспедиции, еще предстоит осмыслить и проанализировать, но уже сейчас понятно, что они окажут большое влияние при планировании дальнейших экспедиций.

"Чуть-чуть больше мы узнали, как воды Тихого и Атлантического океанов влияют на растепление в Арктике, а эти данные необходимы, чтобы мы могли уточнять наши прогностические модели по льду, а это в свою очередь выходит на практическое применение - создание прогнозов для навигации по трассе Северного морского пути. Сейчас стоит задача - обеспечить круглогодичную навигацию на востоке Севморпути, чего раньше никогда не делалось. Для нашего института - это тоже вызов, чтобы 24/7 обеспечивать точными прогнозами все суда и компании, которые работают в Арктике и зимой, и летом. Результаты прямых наблюдений с платформы в центральной Арктике будут иметь важное значение для уточнения наших прогностических моделей", - заключил Макаров.

Об истории экспедиций "Северный полюс"

Экспедиция "Северный полюс - 41" стала продолжением программы комплексных дрейфующих исследований в высоких широтах Арктики, основанной советскими учеными. Первая в мире полярная научно-исследовательская дрейфующая арктическая станция "Северный полюс" ("Северный полюс - 1") начала работу 21 мая 1937 года. В общей сложности было организовано 40 таких экспедиций.

В 2013 году команду ученых с дрейфующей станции СП-40 эвакуировали, программа была приостановлена почти на 10 лет. В 2022 году программа дрейфующих арктических станций была возобновлена на технологически новом уровне - экспедиция проводится при поддержке ледостойкой платформы "Северный полюс".

Первая в мире ЛСП "Северный полюс" предназначена для круглогодичных экспедиций в северных широтах Северного Ледовитого океана, она способна без привлечения ледокола прибывать к месту проведения работ, дрейфовать в акватории до двух лет и возвращаться в порт. Судно рассчитано на 14 человек экипажа и 34 человека научного персонала. Платформа оснащена бортовым научным комплексом из 15 лабораторий, мобильным полевым лагерем для размещения на льдинах.

Читать на tass.ru
Теги