Конституционный суд разрешил в исключительных случаях раскрывать врачебную тайну
Это возможно по запросу следствия, суда или прокуратуры, которые, в свою очередь, могут ознакомить с такими данными заинтересованных лиц, если это необходимо для защиты их прав
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 2 июля. /ТАСС/. Конституционный суд (КС) РФ разрешил в исключительных случаях раскрытие врачебной тайны. Соответствующее определение опубликовано на сайте суда.
В определении КС указал, что само по себе ограничение на передачу медицинских сведений третьим лицам не противоречит Конституции. В российском законодательстве предусмотрены случаи раскрытия врачебной тайны.
Например, это возможно по запросу следствия, суда или прокуратуры, которые, в свою очередь, могут ознакомить с такими данными заинтересованных лиц, если это необходимо для защиты их прав.
"Заключение о причине смерти и диагнозе заболевания выдается супругу, близкому родственнику, а при их отсутствии - иным родственникам либо законному представителю умершего. Соответственно, в случае, когда сведения о причине смерти и диагнозе заболевания пациента доступны заинтересованному лицу в силу закона, сохранение в тайне от него информации о принятых мерах медицинского вмешательства, в частности о диагностике, лечении, назначенных медицинских препаратах, не может во всех случаях быть оправдано необходимостью защиты врачебной тайны, особенно с учетом мотивов и целей обращения за такими сведениями", - указал КС в определении.
Также отмечается, что законодатель "не лишен возможности в порядке совершенствования нормативно- правового регулирования в данной сфере предусмотреть конкретные правовые механизмы доступа к сведениям, составляющим врачебную тайну умершего лица".
Поводом для рассмотрения вопроса стал запрос гражданина, который после смерти супруги потребовал ее медкарту от больницы, усомнившись в адекватности оказанной помощи. Также он обратился в суд с требованием компенсации морального вреда.
Районный суд признал отказ в выдаче карты незаконным, но вышестоящий это решение отменил, а Минздрав Республики Татарстан отказался проверять качество оказанной медпомощи, сославшись на врачебную тайну. После этого Зубков обратился в КС РФ, считая, что законодательство мешает близким умерших людей проверять, насколько правильным было назначенное лечение.