Эксперт считает, что в РФ назрел вопрос создания судебной системы по морским делам
Так, гендиректор Дальневосточного научно-исследовательского, проектно-изыскательского и конструкторско-технологического института морского флота Андрей Грищенко отметил, что в настоящее время есть пробелы в части эксплуатации автоматизированных судов без экипажа
ВЛАДИВОСТОК, 31 мая. /ТАСС/. Вопрос о разработке и выделении в России отдельной системы морского судопроизводства, существующей уже во многих морских державах, необходимо актуализировать и довести до законодателя, считает генеральный директор Дальневосточного научно-исследовательского, проектно-изыскательского и конструкторско-технологического института морского флота (АО "ДНИИМФ") Андрей Грищенко. Своим мнением с ТАСС он поделился на полях Морского конгресса во Владивостоке.
"Учитывая то, что две трети планеты покрыты водой, а все основные грузоперевозки тысячами тонн проходят именно по морю, что ни один самолет или поезд не перевезет, эту отрасль пора закоренить и облечь в законодательную форму - отдельное морское судопроизводство. А это в свою очередь подтолкнет к модернизации самого морского законодательства", - заявил Грищенко.
Так, к примеру, по его словам, в настоящее время есть пробелы в части эксплуатации автоматизированных судов без экипажа. Споры по их эксплуатации сейчас приходится выносить в арбитражный суд, а практику нарабатывать, доходя до Верховного суда. Это также добавляет актуальности проблеме создания отраслевого судопроизводства.
"Все страны это уже сделали, в развитых странах есть специализированный морской суд. В свое время для этих целей в СССР в 1930 году была создана Морская арбитражная комиссия (МАК) как советский ответ Западу в качестве социалистической альтернативы Комитету английского Ллойда, взявшего на себя основное большинство споров вытекающих из морских аварийно-спасательных операций. Данный комитет рассматривал дела даже в том случае если судно спасатель и спасаемое судно несли флаг Советского Союза", - отмечает глава института.
По его словам, предпосылки создания МАК носили сугубо политический характер. Молодому советскому государству необходимо было закрепиться на водных просторах мирового океана своим правовым институтом, способным решать сложные международные правовые задачи в отношениях, вытекающих из торгового мореплавания. Это позволяло избежать экономических потерь валютных фондов СССР, изменить геополитическую расстановку сил на мировой карте, укрепить внутреннюю идеологию и обрести независимость от английского арбитража, решения которого не всегда выносились беспристрастно в силу политических соображений.
"На данный момент МАК является негосударственной организацией, а так как степень доверия к государственному органу гораздо выше, чем к некоммерческой негосударственной организации, участники морских предприятий при заключении договоров, связанных с деятельностью в области торгового мореплавания, устанавливают подсудность государственных арбитражных судов, где судья, как правило, не знаком со спецификой, а это очень обширная отрасль. Чтобы вынести законное, объективное и справедливое решение приходится каждый раз обращаться к различным экспертам с совершенно различной, в том числе сомнительной квалификацией", - отметил собеседник агентства.
Морской конгресс
Морской конгресс проводится раз в два года для разработки решений по развитию морской отрасли. В этом году собрались более 1,2 тыс. участников из пяти стран, включая первых лиц ведущих компаний морской индустрии. Для гостей и участников конгресса развернута выставка, на которой предприятия отрасли представляют новые проекты и продукцию. Конгресс проходит при поддержке Минпромторга РФ, Минтранса, Минвостокразвития и правительства Приморского края. ТАСС - генеральный информационный партнер мероприятия.