Генпрокуратура сочла негуманными законы об усыплении бездомных животных
Соответствующий ФЗ в силу своих широких формулировок создает ситуацию правовой неопределенности, заявил полномочный представитель генпрокурора РФ в КС РФ Вячеслав Росинский
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 18 июня. /ТАСС/. Конституционный суд России (КС РФ) в открытом заседании рассмотрел запрос Верховного суда Республики Бурятия по вопросу соответствия основному закону ФЗ, позволяющего регионам принимать свои нормативные акты по контролю за бездомными животными.
Генеральная прокуратура представила свою позицию, согласно которой допускающие эвтаназию неопасных бездомных животных региональные акты противоречат федеральному законодательству и принципам гуманности, при этом соответствующий ФЗ в силу своих широких формулировок создает ситуацию правовой неопределенности, передает корреспондент ТАСС.
"Органы государственной власти субъектов наделяются правом законодательно устанавливать порядок деятельности по обращению с животными без владельцев и определять перечень таких мероприятий, что является источником нормативных коллизий. <…> Регламентирована технология, ничего общего не имеющая с требованиями федерального закона, методическими указаниями правительства РФ при, как представляется, недопустимой правовой определенности приоритета нормотворчества субъекта в данной сфере. Полагаю, что у Конституционного суда имеются веские аргументы для признания оспариваемых норм несоответствующими Конституции РФ", - сказал в ходе заседания полномочный представитель генпрокурора РФ в КС РФ Вячеслав Росинский.
О законе и его применении
Летом 2023 года были приняты поправки к ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ", которые делегировали региональным властям полномочия самостоятельно определять, каким образом в субъекте будут обходиться с бездомными животными. Изначально вступивший в силу в 2018 году федеральный закон устанавливал единые требования для всех регионов - отлов, размещение в приютах, стерилизация, вакцинация и возврат неагрессивных животных в места обитания.
После принятия поправок к данному ФЗ регионы РФ стали принимать собственные законы об обращении с бездомными животными, несколько из них приняли решение о допустимости их эвтаназии. Первым таким субъектом стала Республика Бурятия, принявшая собственный закон в ноябре 2023 года.
Позже практика усыпления пойманных животных по разным критериям была легализована региональными законами в Тыве, Удмуртии, Астраханской, Магаданской, Оренбургской и Самарской областях, Забайкальском крае и на Чукотке. 13 июня 2024 года собственный закон, допускающий усыпление животных, принял парламент Якутии.
В Бурятии активисты, защищающие права животных, раскритиковали региональный закон и решили оспорить его в Верховном суде Республики Бурятия. Наибольшую критику у группы обратившихся в суд граждан вызывает норма, по которой жизнеспособное и неопасное животное умерщвляется на 31-й день с момента отлова, если в течение 30 дней пребывания в приюте оно оказалось невостребованным. ВС Республики приостановил процесс и направил собственный запрос в КС РФ.
По мнению заявителя, нормы федерального закона не соответствуют Конституции, так как дают регионам неограниченные полномочия по введению мероприятий, связанных с распоряжением жизнью животных без владельцев, что вступает в противоречие с принципами гуманного обращения с животными, в том числе с запретом жестокого обращения с ними.
Позиция Генпрокуратуры
Конституционный суд России во вторник в ходе заседания изучил позицию Генеральной прокуратуры и других сторон. Надзорный орган в своем заключении отметил, что "принятие представительными органами власти субъектов РФ норм, позволяющих умерщвлять невостребованных животных вне зависимости от состояния их здоровья и степени опасности для людей, противоречит закону и исключает отношение к ним как к существам, способным испытывать эмоции и физические страдания".
По мнению Генпрокуратуры, федеральный закон указывает, что эвтаназия бездомных животных может осуществляться только в приютах, работа которых регулируется методическими указаниями. Однако региональный акт в Бурятии определяет порядок работы пунктов временного содержания, регулирование которых в ФЗ и в указаниях правительства РФ отсутствуют. Эти пробелы в федеральном законодательстве приводят к ситуации, когда эвтаназия животных осуществляется по противоречивым критериям.
КС РФ изучит все имеющиеся материалы и примет соответствующие решение относительно соответствия закона Конституции.