В КС РФ назвали несостоятельной идею наделить ИИ правосубъектностью по модели физлиц
Председатель Конституционного суда РФ Валерий Зорькин указал, что вопрос правового определения искусственного интеллекта важен не только с юридической точки зрения, но и с общественно-политической
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 27 июня. /ТАСС/. Правовой статус искусственного интеллекта (ИИ) в российском законодательстве в настоящее время не определен, в практике подобные продукты рассматриваются, как правило, как объекты права. В последнее время со стороны правоведов все чаще звучат предложения наделить ИИ правосубъектностью по аналогии с физическими лицами, но эта идея опасна и несостоятельна, сказал в своей лекции на Петербургском международном юридическом форуме (ПМЮФ) председатель Конституционного суда РФ Валерий Зорькин.
"Все слышнее призывы наделить искусственный интеллект личными правами. <…> Логика защиты конституционной идентичности - а ее сердцевиной является идентичность человека как биологического вида - в сколько-нибудь обозримом будущем должна исходить из исключения возможности обладания какими бы то ни было классами искусственного интеллекта правосубъектностью по модели физического лица. <…> Предложения наделить робота правосубъектностью несостоятельны и потому, что робот не имеет обособленного имущества, принадлежащего на каком-либо вещном праве", - отметил Зорькин.
Он указал, что вопрос правового определения искусственного интеллекта важен не только с юридической точки зрения, но и с общественно-политической, от его решения также зависит "настоящее и будущее человечества". Сторонники наделения ИИ правосубъектностью исходят из того, что концептуально принцип его работы аналогичен нейронной модели человеческого мозга. В прагматическом ключе, по их мнению, субъектность ИИ должна помочь решить вопросы ответственности в случае совершения преступлений с помощью ИИ и причинения ущерба с его стороны.
Зорькин подчеркнул, что "для привлечения искусственного интеллекта к ответственности нет ровно никаких оснований уже по одной причине отсутствия субъективной стороны - вины как внутреннего психического отношения к совершенному деянию, эмоций как душевного состояния в момент противоправного посягательства. <…> Нет смысла придумывать для программы наказание, негативные эмоции от которого она не будет переживать. Законодатель поступает верно, не создавая очередную юридическую фикцию в виде нового субъекта права".
Он подчеркнул, что регулирование ИИ требует особого правового режима, большего, чем простое имущественное право на цифровую программу. Тем не менее "новеллы не должны носить революционный характер, они должны быть целесообразными, то есть строго оправданными действительными потребностями общества, научно проработанными, а не вдохновленными идеологемами с двойным и даже тройным дном", - добавил Зорькин.
О форуме
Петербургский международный юридический форум, учрежденный в 2011 году, является крупнейшей юридической площадкой для профессиональных дискуссий по вопросам защиты прав и интересов граждан, бизнеса, совершенствования правоприменительной практики, продвижения законодательных инициатив в целях развития правовой культуры. В 2023 году ПМЮФ собрал более 3,8 тыс. участников из 54 стран. ТАСС - генеральный информационный партнер форума.